Социальный институт образования

Реферат, 46 страниц, 18 источников, 1 таблица, 1 рисунок.

Структура работы

  • Введение
  • 1. Функции института образования в обществе, его эволюция
  • 2. Организация и структура образования. Модели образования в различных государствах
  • 3. Проблемы развития образования в современной России. Престиж профессий. Мотивация учебной деятельности
  • Заключение
  • Список использованных источников

Фрагменты работы

Введение

Проблема образования весьма актуальна в любое время любой эпохи. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств.

Образование можно рассмотреть с двух точек зрения: как социальный институт, и как индивидуальный ресурс. Образование как социальный институт представляет собой совокупность учреждений, организаций, выполняющих функцию просвещения, воспитания. Образование как индивидуальный ресурс – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

Социология рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества (экономическую, социальную, духовную), функционирование и развитие системы образования, эффективность ее организационного строения и соответствие требованиям общества. В поле зрения социологического подхода к образованию оказываются вопросы социализации индивида в обществе и, следовательно, роль образования в передаче культурных и моральных ценностей, а также проблемы социального неравенства и возможности социальной мобильности.

Можно выделить два направления исследований образования как социального института:

  • внутриинституциональное направление, которое охватывает внутренние проблемы образования как социального института, социальные аспекты деятельности субъектов образования, структуру и функции системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;
  • внешнеинституциональное направление – исследование взаимодействия образования с другими социальными институтами (производством, наукой, культурой, политикой), связи образовательного процесса с другими социальными процессами (профессионально-трудовым, нравственно-психологическим, организационно-техническим и др.).

В современном мире роль образования как социального института приобретает все большую значимость. Развитие науки и технологий, усложнение трудовой деятельности даже в самых простых сферах экономики способствуют повышению спроса на образование и, соответственно, актуализируют потребность в совершенствовании самой системы образования. В этом контексте перед социологической наукой встает необходимость ответить на вопрос, что же представляет собой образование.

Объектом исследования является система образования как социальный институт. Предметом исследования являются признаки, функции и системообразующие факторы современного образования как социального института.

Целью исследования является изучение особенностей института образования в современном обществе. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть понятие, функции и эволюцию института образования;
  • проанализировать структуру системы образования в Российской Федерации;
  • изучить особенности моделей образования в зарубежных странах;
  • систематизировать проблемы развития образования в современной России.

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 95-75.

Rambler's Top100