Психологическая подготовка биатлонистов

Дипломная работа, 100 страниц, 72 источника, 10 таблиц, 11 рисунков, 5 приложений.

Структура работы

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки биатлонистов
    • 1.1. Сущность и значение психологической подготовки спортсменов
    • 1.2. Содержание и средства психологической подготовки спортсменов
    • 1.3. Особенности психологической подготовки биатлонистов
  • Глава 2. Методы и организация исследования психологической подготовки спортсменов-биатлонистов
    • 2.1. Общая характеристика методов исследования психологической подготовки спортсменов-биатлонистов
    • 2.2. Описание методики изучения психологических свойств личности спортсменов-биатлонистов с целью определения актуальности применения средств психологической подготовки
    • 2.3. Описание методики выявления факторов, оказывающих влияние на психику спортсмена-биатлониста в предсоревновательный и соревновательный периоды
    • 2.4. Описание методики анализа практики применения психологической подготовки спортсменов-биатлонистов
  • Глава 3. Результаты психолого-педагогического исследования
    • 3.1. Результаты изучения психологических свойств личности спортсменов-биатлонистов
    • 3.2. Результаты анализа факторов, оказывающих влияние на психику спортсмена-биатлониста в предсоревновательный и соревновательный периоды
    • 3.3. Результаты анализа практики применения психологической подготовки спортсменов-биатлонистов
    • 3.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию психологической подготовки спортсменов-биатлонистов
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 1. Методика диагностики темперамента (автор – Я. Стреляу)
  • Приложение 2. Методика многомерного измерения копинга (авторы – Н.С. Эндлер, Д.А. Паркер)
  • Приложение 3. Методика «соревновательные стресс-ситуации» (автор – Р. Фрестер)
  • Приложение 4. Методика уровня тревожности (автор – Ч. Спилбергер)
  • Приложение 5. Использование спортсменами методов психологической подготовки

Фрагменты работы

Введение

Спортивная подготовка – это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс, который сопровождается повышением физических нагрузок, экстремальностью условий, напряжением психических сил, резким повышением социальной роли спорта, выраженной интенсификацией подготовки спортсменов, возрастанием психической напряжённости спортивной борьбы, повышением мотивационной силы спортивной победы, усиливающейся профессионализацией сферы спорта. Всё это предельно повышает требования к спортсмену, его психике и порождает новые задачи, а следовательно, и связанные с ними новые формы и методы в организации и управлении процессом спортивной подготовки.

На современном этапе в теории спортивной тренировки имеется большое количество различных экспериментально апробированных методик развития двигательного и физического потенциала спортсменов. Наряду с этим особое значение уделяется такой специфической составляющей тренировочного процесса, как психологическая подготовка. Однако ввиду своей специфичности в настоящий момент в научной методической литературе нет единого мнения по определению содержания и средств данного вида подготовки. В большинстве своем встречается трактовка, ограниченная рамками эмоционального волевого настроя на выполнение соревновательного упражнения, идеомоторной тренировкой и аутотренингом. В то же время результативность того или иного соревновательного упражнения в определенной мере будет обуславливаться и развитостью адекватных свойств психических процессов, детерминирующих данный вид деятельности. Так, например, в спортивных играх изменение тактической ситуации предполагает внесение спортсменом корректировок в выполняемые технические действия, что определяется способностью к переключению внимания, а результат спортсмена, специализирующегося на биатлоне, в большей степени будет зависеть от его способности к концентрации внимания при выполнении соревновательного упражнения.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования выступает психологическая подготовка спортсменов. Предметом изучения являются особенности психологической подготовки спортсменов-биатлонистов в предсоревновательный и соревновательный периоды.

Целью исследования выступает разработка рекомендаций по совершенствованию психологической подготовки спортсменов-биатлонистов по результатам проведенного психолого-педагогического исследования. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и значение психологической подготовки спортсменов в современных условиях;
  • проанализировать содержание и средства психологической подготовки спортсменов;
  • изучить особенности психологической подготовки биатлонистов;
  • сформировать методику исследования психологической подготовки спортсменов-биатлонистов;
  • исследовать психологические свойства личности спортсменов-биатлонистов;
  • проанализировать факторы, оказывающие влияние на психику спортсменов-биатлонистов в предсоревновательный и соревновательный периоды;
  • исследовать практику применения психологической подготовки спортсменов-биатлонистов;
  • разработать рекомендации по совершенствованию психологической подготовки спортсменов-биатлонистов.

Поставленная цель и конкретизирующие ее задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам психологической подготовки биатлонистов. Во второй главе раскрыты методы и особенности организации исследования психологической подготовки биатлонистов. В третьей главе представлены результаты психолого-педагогического исследования.

В процессе исследования были использованы материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в сфере подготовки спортсменов.

Методологической основой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем анализа и его информационного обеспечения. В процессе исследования применялся научный аппарат математической статистики, его традиционные методы анализа и оценки системы показателей (группировки, метод сравнения и т.д.) и их интерпретации, а также методы опроса и анкетирования.

Основной практический результат выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию психологической подготовки спортсменов-биатлонистов.

Таблицы

  • Таблица 1 – Распределение спортсменов-биатлонистов по типам темперамента
  • Таблица 2 – Показатели личностной и ситуативной тревожности у спортсменов-биатлонистов различной квалификации, %
  • Таблица 3 – Копинг-стратегии (результаты обработки анкет)
  • Таблица 4 – Расчет статистических величин стратегий копинга для выборки из 20-ти спортсменов-биатлонистов
  • Таблица 5 – Оценка различий копинга между юношами и девушками
  • Таблица 6 – Стресс-факторы
  • Таблица 7 – Основные статистические характеристики выборки испытуемых
  • Таблица 8 – Достоверность различий между юношами и девушками
  • Таблица 9 – Осведомленность спортсменов-биатлонистов о психологической подготовке
  • Таблица 10 – Результаты исследования осведомленности спортсменов-биатлонистов о методах психологической подготовки

Рисунки

  • Рисунок 1 – Формирование спортивного характера
  • Рисунок 2 – Виды регуляции психических состояний спортсмена
  • Рисунок 3 – «Пирамида успеха» Дж. Вудена
  • Рисунок 4 – Принципы психологической подготовки спортсменов
  • Рисунок 5 – Соотношение видов соревновательных упражнений
  • Рисунок 6 – Соотношение видов подготовки биатлонистов в отечественных спортивных организациях
  • Рисунок 7 – Содержание психологической подготовки биатлонистов
  • Рисунок 8 – Соотношение значимости видов подготовки биатлонистов
  • Рисунок 9 – Показатели восприятия биатлонистами соревновательных и предсоревновательных факторов
  • Рисунок 10 – Показатели градации оценок эмоциональных состояний
  • Рисунок 11 – Градация факторов, влияющих на предсоревновательную динамику

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 98-10.

Rambler's Top100