Использование творческих заданий с целью активизации познавательных способностей учащихся в процессе преподавания математики в школе

Дипломная работа, 54 страницы, 26 источников, 4 таблицы, 2 рисунка, 6 приложение.

Структура работы

  • Введение
  • 1. Активизация творческих способностей учеников в процессе обучения: значения и основные направления
    • 1.1. Творческая активность как способ развития познавательных способностей учащихся
    • 1.2. Сущность, значение и разновидности творческих заданий
  • 2. Анализ методики преподавания математики с точки зрения развития творческих способностей учащихся в современной школе
    • 2.1. Общая характеристика проблем преподавания математики в современной школе
    • 2.2. Обобщение опыта использования творческих заданий при преподавании математики
  • 3. Разработка комплекса творческих заданий для проведения уроков математики в школе
    • 3.1. Обоснование структуры и состава комплекса творческих заданий для занятий по математике в 5-7 классах
    • 3.2. Оценка эффективности применения комплекса творческих заданий по математике
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение А. Примеры творческих задач на сообразительность и внимание
  • Приложение Б. Примеры творческих задач на поиск закономерностей
  • Приложение В. Примеры занимательных задач
  • Приложение Г. Примеры комбинаторных заданий
  • Приложение Д. Примеры игровых приемов на уроках математики
  • Приложение Е. Примеры творческих задач, направленных на развитие пространственного мышления учеников

Фрагменты работы

Введение

Современное общество, характеризующееся стремительно протекающими процессами обновления во всех областях общественных отношений, предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодежи. На одно из первых мест выдвигаются такие профессиональные качества, как умение творчески использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать новую информацию, как гибкость и самостоятельность мышления, способность переучиваться. Эти процессы не могли не найти всего отражения в педагогической науке и практике. В настоящее время они проявляются в тенденции смещения акцентов с сугубо образовательных на развитие личности ребенка, на более полный учет его способностей и интересов. В тоже время у части школьников наблюдается падение интереса к знаниям. Поэтому развитие и укрепление познавательных способностей учащихся приобретает все большую актуальность, являясь одним из средств решения как социальных, так и собственно педагогических проблем.

Анализ научно-педагогической литературы дает основание сделать вывод о том, что хотя многие авторы поднимали проблему развития творческих способностей учащихся в процессе воспитания их познавательных интересов, она до сих пор остается мало реализуемой в условиях современной общеобразовательной школы. В частности, это касается использования творческих заданий в процессе преподавания математики. Одним из способов решения указанных проблем является перестройка процесса обучения на основе комплексного использования творческих заданий с целью активизации познавательных способностей учащихся в процессе обучения. Исходя из вышеизложенного, выбранную тему исследования следует рассматривать как весьма актуальную.

Объектом исследования выступают творческие задания как способ активизации познавательных способностей учащихся. Предметом исследования являются теоретические и практические особенности использования творческих способностей учащихся с целью активизации познавательных способностей при преподавании математики.

Целью работы является разработка комплекса творческих заданий для проведения уроков математики в школе. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность творческой активности как способа развития познавательных способностей учащихся;
  • проанализировать сущность, значение и разновидности творческих заданий как инструмента развития познавательных способностей;
  • представить общую характеристику проблем преподавания математики в современной школе;
  • обобщить опыт использования творческих заданий при преподавании математики;
  • разработать комплекс творческих заданий для проведения уроков математики в школе;
  • осуществить оценку эффективности применения разработанного комплекса творческих заданий по математике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме использования творческих заданий на уроках математики, опрос учителей математики общеобразовательной школы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент, позволивший оценить эффективность разработанного комплекса творческих заданий по математике; анализ и обработка результатов эксперимента.

В значительной степени исследование опирается на теории целостного педагогического процесса (А.В. Брушлинский, Л.Ф. Колесников и др.), личностно-деятельностного подхода (Е.А. Александров, И.Н. Баженов, В.И. Андреев и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.Ф. Шаталов), а также на исследования, посвященные актуальным проблемам современного образования (В.Г. Ботянский, Я.И. Груденев и др.).

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса творческих заданий для проведения уроков математики в 5-7 классах общеобразовательной школы и обосновании целесообразности их применения с целью повышения эффективности образовательного процесса. Характеризуя практическую значимость и комплексный подход к разработке творческих заданий, следует отметить разнообразие предлагаемых к использованию заданий. В частности, в процессе проведения уроков математики предлагается использовать задачи на сообразительность и внимание, задачи на поиск закономерностей, задачи на развитие пространственного мышления у учеников, а также занимательные и комбинаторные задачи. Кроме того, в ходе исследования обоснована целесообразность применения игровых приемов на уроках математики. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в практике преподавания математики, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Таблицы

  • Таблица 1 – Распределение учащихся, которые правильно выполнили тестовые задания по отдельным разделам программы по математике начальной школы
  • Таблица 2 – Результаты входного контроля знаний по математике в экспериментальной и контрольной группах
  • Таблица 3 – Результаты заключительного контроля знаний по математике в экспериментальной и контрольной группах
  • Таблица 4 – Результаты сравнения динамики показателей учебных достижений в экспериментальной и контрольной группах

Рисунки

  • Рисунок 1 – Разновидности учебной деятельности
  • Рисунок 2 – Структура системы творческих заданий

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 98-69.

Rambler's Top100