Право государственной и муниципальной собственности

Курсовая работа, 58 страниц, 40 источников, 4 задачи.

Структура работы

  • Введение
  • 1. Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности
    • 1.1. Понятие права государственной и муниципальной собственности
    • 1.2. Содержание права государственной и муниципальной собственности
    • 1.3. Осуществление права государственной и муниципальной собственности
  • 2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности
    • 2.1. Субъекты права собственности
    • 2.2. Объекты права государственной и муниципальной собственности
  • Практическое задание
    • Задача № 1
    • Задача № 2
    • Задача № 3
    • Задача № 4
  • Заключение
  • Библиографический список

Фрагменты работы

Введение

Обеспечение высоких темпов развития национальной экономики, а также решение стратегических задач в социальной сфере предполагает эффективное функционирование собственности. В системе отношений собственности значительный интерес представляют вопросы правового регулирования государственной и муниципальной (т.е. публичной) собственности. Следует отметить, что в условиях реформирования экономики Российской Федерации происходят радикальные изменения в отношениях собственности и их правовом регулировании. При этом ключевым вопросом в решении этой проблемы остается реформирование государственной и муниципальной собственности. Как известно, право государственной и муниципальной собственности является составной частью института права собственности, что обуславливает необходимость применения его принципиальных положений для регулирования соответствующих правоотношений.

В условиях многоукладной рыночной экономики право государственной и муниципальной собственности становится важной гарантией повышения эффективности, дееспособности и обеспечения реальной независимости государственной власти и местного самоуправления, поскольку материальной основой любой власти является собственность, как система правомочий властвующего субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться определенными имущественными комплексами в условиях проведения в России административной реформы.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким образом, на уровне конституционно-правовой нормы в российском законодательстве было признано разграничение государственной и муниципальной формы собственности, а, следовательно, неизбежно возникали и возникают проблемы, связанные, во-первых, с определением государственной и муниципальной собственности как объектов управления, во-вторых, с разграничением государственной и муниципальной собственности.

Праву государственной и муниципальной собственности было посвящено большое количество работ ученых-юристов и экономистов советского и новейшего периодов: А. Ахмедуева, В. Беликоева, А. Венедиктова, А. Демьяненко, А. Дзерина, В. Емельянова, С. Клиновой, В. Кошкина, Ю. Красного, О. Настиной, В, Носика, А. Обушенкова, Б. Чичерина и др., которые в той или иной степени касались рассматриваемых проблем. В то же время проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности остаются актуальными.

Объектом изучения выступает правовое регулирование государственной и муниципальной собственности, предметом изучения являются теоретические и практические аспекты регулирования правоотношений в сфере реализации государственной и муниципальной собственности.

Целью работы является изучение особенностей механизма реализации права государственной и муниципальной собственности. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность права государственной и муниципальной собственности;
  • изучить содержание права государственной и муниципальной собственности;
  • проанализировать правовые аспекты осуществления права государственной и муниципальной собственности;
  • раскрыть особенности и состав субъектов права государственной и муниципальной собственности;
  • изучить особенности и состав объектов права государственной и муниципальной собственности.

Методами исследования, которые использовались в процессе работы, являются:

  • системно-функциональный метод – при определении основ регулирования права государственной и муниципальной собственности;
  • сравнительно-правовой метод – при анализе отечественных и зарубежных правовых норм;
  • формально-догматический метод – для проведения объективной общеправовой характеристики понятия и сущности собственности, государственной собственности и муниципальной собственности;
  • формально-логический метод – для выявления противоречий и пробелов в действующем законодательстве, которое регулирует отношения в исследуемой сфере.

Задача 1

В одном из жилых домов в Санкт-Петербурге освободилась квартира. Между жилищным комитетом мэрии Санкт-Петербурга и администрацией Центрального района возник спор, кто имеет право заселить эту квартиру и выдать на нее ордер.

По мнению Жилищного комитета, жилой дом является собственностью города, а потому именно ему принадлежит право распоряжения квартирой.

Администрация Центрального района считала, что дом относится к муниципальной собственности. При этом она ссылалась на то, что заселение дома происходит по ордерам, выдаваемым в районе, и дом значится на балансе одной из районных жилищно-эксплуатационных организаций. Решите дело.

По каким основаниям происходит разграничение государственной и муниципальной собственности?

Задача 2

Не подлежащее приватизации предприятие ВПК за выполнение заказа одной из иностранных фирм получило прибыль в свободно конвертируемой валюте. Прибыль зачислена на валютный счет предприятия. Между администрацией и трудовым коллективом возник спор, как распределять прибыль.

Администрация настаивает на том, чтобы большая часть прибыли была израсходована на приобретение импортного оборудования, поскольку оборудование, которым предприятие оснащено, морально устарело.

Трудовой коллектив считает, что полученная прибыль должна быть распределена между работниками предприятия, причем в валюте, вследствие падения курса рубля по отношению к доллару.

Как и в каком порядке может быть решен возникший спор?

Задача 3

При приватизации государственного предприятия возник вопрос, какой способ приватизации в данном случае оптимален. Трудовой коллектив настаивает на акционировании с предоставлением льгот членам коллектива по варианту 2. Администрация считала оптимальным вариант 3. Комитет по управлению городским имуществом считал, что предприятие должно быть продано на инвестиционных торгах, поскольку остро нуждается в притоке инвестиций. Наконец, фонд имущества считал оптимальной продажу предприятия на коммерческом конкурсе или аукционе. Какие способы приватизации государственных и муниципальных предприятий Вам известны и чем они отличаются друг от друга? Как разрешить возникший спор?

Задача 4

Государственное предприятие было преобразовано в арендное, и с ним был заключен договор аренды с правом выкупа. Часть имущества была выкуплена в момент преобразования предприятия в арендное. Остальное имущество арендатор выкупал по мере поступления на его счет прибыли. Еще до истечения срока аренды Комитет по управлению государственным имуществом потребовал расторжения договора аренды, ссылаясь на то, что предприятие относится к федеральной собственности и подлежит преобразованию в казенное предприятие.

Администрация и трудовой коллектив против расторжения договора аренды возражали. При этом они указывали на то, что срок договора аренды не истек, большая часть имущества уже выкуплена, а оставшаяся будет выкуплена в сроки, обусловленные договором. Кроме того, членам трудового коллектива в имуществе предприятия принадлежат вклады, на которые начисляются дивиденды.

Поскольку Комитет и арендное предприятие к соглашению не пришли, спор был передан в арбитражный суд.

Как он должен быть решен?

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 98-71.

Rambler's Top100