Оценка эффективности использования трудовых ресурсов в организации (на примере МБОУ «СОШ № 13»)

Дипломная работа: 107 страниц, 23 источника, 26 таблиц, 2 рисунка, 7 приложений.

Структура работы

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности использования трудовых ресурсов
    • 1.1. Трудовые ресурсы организации: понятие, сущность и специфические особенности труда работников учреждений образования
    • 1.2. Методические аспекты оценки эффективности использования трудовых ресурсов образовательного учреждения
    • 1.3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность использования трудовых ресурсов
  • Глава 2. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов МБОУ «СОШ №13»
    • 2.1. Общая организационно-экономическая характеристика МБОУ «СОШ №13»
    • 2.2. Анализ обеспеченности, состава и структуры работников МБОУ «СОШ №13»
    • 2.3. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов МБОУ «СОШ №13»
  • Глава 3. Пути повышения эффективности трудовых ресурсов в МБОУ «СОШ №13»
    • 3.1. Мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в МБОУ «СОШ №13»
    • 3.2. Эффективность предлагаемых мероприятий
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение А. Смета школы за 2011-2012 гг.
  • Приложение Б. Баланс МБОУ «СОШ №13»
  • Приложение В. Штатное расписание за 2011-2012 гг.
  • Приложение Г. Оценка эффективности работы педагогических работников МБОУ «СОШ №13»
  • Приложение Д. Анкета для анализа гигиенических факторов и мотиваторов
  • Приложение Е. Анкета для оценки мотивации работников
  • Приложение Ж. Анкета для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворения трудом

Введение

Актуальность работы. На сегодняшний день в мировом сообществе экономически развитых стран наблюдается переход от индустриального общества к «обществу знаний» с целью обеспечения членов общества востребованными ими и общеобразовательными, профессиональными, культурными и другими услугами на протяжении всей жизни, т.е. реализации концепции «образование через всю жизнь». Стремление Российской Федерации к вхождению в мировое сообщество было бы необоснованным без признания необходимости внесения изменений и в систему образования.

Преобразования социально-экономической структуры общества, повышение уровня требований к работнику на рынке труда, сосуществование как традиционных государственных, так и вновь появившихся негосударственных учреждений образования, значительное сокращение ассигнований со стороны государства на различные социальные сферы – все это обострило существующие и создало дополнительные проблемы оказания социально-образовательных и иных услуг. Несоответствие возможностей, прежде всего, традиционных государственных учреждений в рамках их организационных моделей, содержанию, методам обучения, взаимодействию между ступенями и подсистемами в декларируемой единой системе непрерывного общего и профессионального образования и не может обеспечить оказание требуемого спектра образовательных услуг на должном уровне.

Повышению роли персонала на современном этапе развития общества способствует принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов управления деятельностью. На изменение содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине XX века процесс автоматизации, компьютеризации различных сфер деятельности персонала. Кроме того, возрастанию роли персонала способствовало повышение образовательного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Применение новых технологий и методов требовало более четкой организации труда персонала. Это привело к увеличению значимости человеческого фактора и выдвинуло управление персоналом на передний план управленческой деятельности, стимулировало развитие научных исследований в этой области. Проблемы организации труда, контроля за деятельностью персонала, оценки эффективности труда и многие другие стали рассматриваться как основные и в образовательных учреждениях. Поэтому проблема оценки эффективности использования трудовых ресурсов, в том числе образовательного учреждения, является одной из существенных в современной теории и практике управления. Вопросы оценки эффективности трудовых ресурсов, в частности педагогических работников, приобрели актуальность в связи со вступлением российского образования на путь экономических преобразований. В связи с этим повышается актуальность оценки и управления эффективностью трудовых ресурсов учреждений образования.

Различным аспектам анализа и управления в современном образовательном учреждении посвящены труды И.В. Абанкиной, А.И. Вавилова, А.Б. Вифлеемский, Л.А. Захарчук, Н.И. Пономаревой, Б.С. Рябушкина, В.П. Щитинина, Н.А. Хроменкова и пр. Вопросами оценки эффективности использования трудовых ресурсов занимались такие ученые, как А.О. Блинова, Е.Л. Богданова, Б.М. Генкин, В.В. Глухов, Е.В. Маслов, И.А. Никитина и пр.

Объектом исследования выступает деятельность МБОУ «СОШ №13». Предметом исследования выступают трудовые ресурсы МБОУ «СОШ №13».

Целью исследования является оценка эффективности трудовых ресурсов МБОУ «СОШ №13» и разработка мероприятий по ее повышению. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
  • проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов МБОУ «СОШ №13»;
  • разработать мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в МБОУ «СОШ №13» и оценить их эффективность.

При написании ВКР в качестве источников информации выступают учебная, научная, методическая, нормативная литература, материалы периодических изданий и специализированных Интернет-сайтов, посвященных экономической и управленческой тематике, документы МБОУ «СОШ №13».

ВКР состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Таблицы

  • Таблица 1 – Критерии оценки эффективности использования трудовых ресурсов в сегменте «эффективность учебной работы»
  • Таблица 2 – Критерии оценки эффективности использования трудовых ресурсов в сегменте «эффективность внеурочной работы учителя по предмету, проводимой за рамками выполнения функций классного руководителя»
  • Таблица 3 – Критерии оценки эффективности использования трудовых ресурсов в сегменте «эффективность научно-методической деятельности учителя»
  • Таблица 4 – Критерии оценки эффективности использования трудовых ресурсов в сегменте «эффективность коммуникативной деятельности учителя
  • Таблица 5 – Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию»
  • Таблица 6 – Методы и приемы мотивации
  • Таблица 7 – Общая характеристика показателей деятельности МБОУ «СОШ № 13»
  • Таблица 8 – Сравнительная таблица по результатам конкурсов
  • Таблица 9 – Анализ динамики и структуры баланса МБОУ «СОШ №13» за 2012 г.
  • Таблица 10 – Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса (по стажу и образованию)
  • Таблица 11 – Анализ структуры персонала школы
  • Таблица 12 – Оценка среднего разряда работников по категориям персонала
  • Таблица 13 – Результаты выборки из штатного расписания
  • Таблица 14 – Общая структура фонда заработной платы школы
  • Таблица 15 – Коэффициенты корреляции, характеризующие связь частных показателей эффективности труда работников, их загруженностью и заработной платой
  • Таблица 16 – Результаты анкетирования по категории «гигиенические факторы», в процентах
  • Таблица 17 – Результаты анкетирования по категории «мотиваторы», в процентах
  • Таблица 18 – Характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников
  • Таблица 19 – Результаты анкетирования по категории «удовлетворенность работой», в процентах
  • Таблица 20 – Результаты анкетирования по категории «возможность повышения квалификации», в процентах
  • Таблица 21 – Результаты анкетирования по категории «конфликты в коллективе», в процентах
  • Таблица 22 – Результаты по категории «продвижение по службе», в процентах
  • Таблица 23 – Результаты анкетирования по категории «материальная мотивация», в процентах
  • Таблица 24 – Результаты анализа личной мотивации труда работников, в процентах
  • Таблица 25 – Шкала коэффициентов трудового вклада (КТВ)
  • Таблица 26 – Прогнозные значения частных показателей эффективности использования трудовых ресурсов в МБОУ «СОШ №13»

Рисунки

  • Рисунок 1 – Структура персонала МБОУ «СОШ №13»
  • Рисунок 2 – Распределение педагогических работников по категориям

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 99-14.

Rambler's Top100