Задачи по маркетингу

Задача №256 (задача о модели отраслевой конкуренции)

Используя модель отраслевой конкуренции М. Портера, привести по каждому из факторов условия, противодействующие достижению конкретных преимуществ и выхода предприятия на рынок.

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Для идентификации и анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться предприятие в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:

  • риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности предприятия;
  • соперничество существующих в отрасли предприятий, проявляющееся под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли;
  • возможность покупателей «торговаться» представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе;
  • давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая предприятия снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль;
  • угроза появления заменяющих продуктов: существование полностью заменяющих продуктов – это серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены предприятия и его прибыльность.

Высота барьеров входа предопределяет риск входа потенциальных конкурентов. Существуют три основных источника барьеров входа:

  • лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);
  • абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают компаниям значительные преимущества, которые трудно приобрести новым компаниям);
  • экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями), связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д.

Барьеры выхода формируют условия соперничества существующих в отрасли предприятий. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают предприятие, даже если доходы малы. Более того, они представляют собой серьезную опасность при падении спроса в отрасли: в данной ситуации появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т.к. предприятия сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности. Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства:

  • инвестиции в оборудование, которые не имеют альтернатив использования, если предприятие оставит отрасль, их надо списывать;
  • высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим;
  • эмоциональное тяготение к отрасли;
  • стратегические взаимоотношения между стратегическими зонами хозяйствования, например, соображения синергизма или интеграции между ними;
  • экономическая зависимость от отрасли: например, если предприятие недиверсифицировано, то оно вынуждено остаться в отрасли.

Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью обобщения сведений следующего характера: область конкуренции, стратегические претензии, цели по размерам, конкурентная позиция, стратегическое поведение. Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.

Rambler's Top100