Отраслевые рынки. Рыночная власть

Контрольная работа, 22 страницы, 15 источников.

Структура работы

  • Подходы к определению границ отраслевого рынка.
  • Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти.
  • Список использованных источников

Фрагменты работы

1. Походы к определению границ отраслевого рынка.

… Отрасль можно определить как совокупность предприятий, производящих близкие продукты и использующих при их производстве близкие ресурсы и технологии. Таким образом, если рынок объединяется удовлетворяемой потребностью, то отрасль – характером используемых технологий. В практических исследованиях для определения границ рынка требуется применение определенных критериев для отнесения отдельных рынков той или иной продукции к анализируемому рынку…

…Формулирование подхода к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов. Наиболее распространен подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичность становится меньше определенной величины, можно говорить о своего рода разрыве, а значит, и о границе рынка. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные масштабы отраслевого рынка…

2. Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти.

… Конкурентное соперничество является характеристикой многих товарных рынков и признается экономистами наилучшим способом распределения ресурсов. В связи с этим возникает необходимость выработки адекватных, эффективных методов и способов выявления и доказательства существования факта рыночной власти, определения концептуальных направлений деятельности антимонопольных органов в данной области для сохранения конкурентных отношений на рынке…

… С экономической точки зрения рыночная власть – такие обстоятельства, при которых стратегия фирмы имеет (или может иметь) неблагоприятные последствия для общественного благосостояния. Альтернативное определение сформулировано европейским Судом Справедливости во время рассмотрения дела «Hoffman-La Rosh»: «Рыночная власть – это использование крупным предприятием своей экономической мощи в целях препятствования эффективной конкуренции на релевантном товарном рынке. Оно заключается в регулировании действий конкурентов, клиентов и, в конечном итоге, влиянии на потребительское поведение. Подобные действия в отличие от ситуации рыночной монополии или квазимонополии тем не менее не исключают полностью возможности конкуренции. Таким образом, так называемый господствующий хозяйствующий субъект релевантного рынка позволяет другим предприятиям влиять на условия рыночной конкуренции до тех пор, пока это не станет ущемлять его собственные интересы…»…

…Для оценки рыночной власти чаще всего используют два показателя – индекс концентрации и индекс HHI. Рассмотрим пример расчета этих показателей. Допустим, что имеются шесть фирм в некоторой отрасли промышленности. Фирма 1 контролирует 35% рынка, фирма 2 – 25%, и остальные фирмы по 10% каждая. Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:

  • рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 4-х фирм ниже 45%;
  • умеренно концентрированным – при CR4=45-70%;
  • высококонцентрированным – при CR4>70%...

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 99-93.

Rambler's Top100