Задачи по экономической теории

Задача №1249 (понятие рынка и торговая точка)

Внимательно прочитав предложенный фрагмент, постарайтесь ответить – можно ли понятие рынка свести к торговой точке?

…Как указывает Курно, «экономисты подразумевают под термином «рынок» не какую-нибудь конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро меняться». Джевонс в свою очередь замечает: «Вначале рынок представлял собой публичное место в городе, где пищевые продукты и другие предметы выставлялись на продажу, но затем это слово было обобщено и стало означать всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара… Центром рынка служат публичная биржа, торговые или аукционные залы, где торговцы по взаимному согласию встречаются и заключают сделки».

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.

Действительно, первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в экономической теории.

Итак, рынок нельзя свести к понятию торговой точки. Рынок – это специфическая форма взаимосвязи между производителями и потребителями, осуществляемая децентрализованно, на основе «спонтанного порядка», безличностной силой ценовых сигналов. Содержание понятия рынка в широком смысле неоправданно сводить только к обмену. В его орбиту оказываются «втянутыми» все фазы воспроизводства – непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Rambler's Top100