Задачи по ценообразованию. Часть 17
Задача №2301 (случаи ценовой дискриминации третьей степени)
В каких случаях будет наблюдаться ценовая дискриминация третьей степени:
- а) продажа крупных партий товара по оптовым ценам;
- б) продажа детских билетов в музей по более низкой цене;
- в) предоставление скидок студентам;
- г) продажа залежавшегося товара по более низким ценам;
- д) начисление накопительной скидки по карте постоянного покупателя.
При проведении ценовой дискриминации третьей степени продавец будет устанавливать более высокую цену на рынках с большей или меньшей эластичностью?
Решение задачи:
Ценовая дискриминация – это продажа одинаковых благ разным покупателям (или группам покупателей) по различным ценам при условии, что различия в ценах не вызваны различиями издержек на производство и реализацию благ. Ценовая дискриминация возможна только на рынках с несовершенной конкуренцией, при которой продавцы могут дифференцировать цены на однородную продукцию.
Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда продавец для каждого покупателя устанавливает особую цену в точном соответствии с его готовностью платить. При совершенной ценовой дискриминации снижение цены для отдельного покупателя не оказывает влияния на цены, установленные для других покупателей. Как правило, фирма-продавец не располагает точной информацией о готовности платить у всех своих покупателей. Поэтому совершенная ценовая дискриминация на практике встречается очень редко. Наибольшее приближение к ней достигается в тех случаях, когда число покупателей невелико и продавец достаточно хорошо информирован об их доходах, вкусах и предпочтениях.
При ценовой дискриминации второй степени цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от назначаемых фирмой условий продажи. Этот вид ценовой дискриминации используется тогда, когда сегменты рынка с разной эластичностью спроса не изолированы друг от друга и не существует объективных барьеров, препятствующих переходу покупателей с одного сегмента рынка на другой. По видам барьеров, с помощью которых фирма разделяет сегменты рынка, различают следующие разновидности ценовой дискриминации второй степени:
- по объему потребления (а) продажа крупных партий товара по оптовым ценам);
- по свойствам и условиям покупки товаров (д) начисление накопительной скидки по карте постоянного покупателя);
- по времени продажи товаров (г) продажа залежавшегося товара по более низким ценам).
Ценовая дискриминация третьей степени имеет место, когда для разных групп покупателей (сегментов рынка) устанавливаются разные цены:
- б) продажа детских билетов в музей по более низкой цене;
- в) предоставление скидок студентам.
При этом существуют объективные, не зависящие от действия продавца барьеры, препятствующие переходу покупателей с более «дорогих» сегментов рынка на более «дешевые».
Таким образом, правильные ответы – Б и В.
При проведении ценовой дискриминации третьей степени продавец будет устанавливать более высокую цену на рынках с большей или меньшей эластичностью? Ответ: на сегментах рынка с более высокой ценовой эластичностью спроса цены должны быть ниже, чем на сегментах рынка с меньшей ценовой эластичностью спроса.
Обновить
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
– базисная цена установки – 15 тыс. евро;
– дата поставки – май текущего года.
Индексы цен материальных ресурсов и ставок оплаты труда текущего года:
Рассчитать экспортную цену установки и окончательную стоимость контракта, учитывая, что средняя скидка за объем поставки при 10 единицах составляет 9%.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
– базисная цена установки – 20 тыс. долл. США;
– дата поставки – апрель текущего года.
Индексы цен материальных ресурсов и ставок оплаты труда текущего года:
Рассчитать экспортную цену установки и окончательную стоимость контракта, учитывая, что средняя скидка за объем поставки при 10 единицах составляет 8%.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Необходимо определить минимальный уровень цены на заказ, при условии, что фирма определяет цену на продукцию на 18% выше ее себестоимости. При решении необходимо разделить затраты на релевантные и нерелевантные.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Определите конкурентоспособность каждого товара и опишите предполагаемую ценовую политику.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Определите:
1. Стоит ли воспользоваться предложенной скидкой?
2. Каким должен быть минимальный размер предоставляемой скидки, чтобы предприятию-покупателю было выгодно пользоваться ею.
3. Каким должен быть минимальный период действия предоставляемой скидки, чтобы предприятию-покупателю было выгодно пользоваться ею.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи