Задачи по менеджменту. Часть 24

Задача №6890 (теоретические основы менеджмента)

Цель задания: проверка знаний в области теоретических основ менеджмента.

Содержание задания:

  • дать определение понятий «менеджмент» и «управление», показать разницу между этими понятиями;
  • указать основные категории менеджмента и дать им краткое определение;
  • раскрыть содержание внутренней и внешней среды организации;
  • перечислить основные закономерности менеджмента.

Решение задачи:

1. Под менеджментом понимают способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Прежде всего, необходимо отметить, что управление – это общий процесс, менеджмент – это частный процесс. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы. Кроме того, разница между понятиями «менеджмент» и «управление» сводится к следующему:

а) масштаб: управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов;

б) оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах);

в) научная дисциплина: менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами;

г) коммерческая составляющая: на практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

2. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента – это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Методы менеджмента – это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации.

Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

3. Внешняя среда бизнеса – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов и др. В любом случае внешняя среда может быть средой как прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия. Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента, организации на элементы макросреды опосредованы и существенно ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия, сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их избежать или переменить путем соответствующего стратегического выбора; сама организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы этой среды.

Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и традиции, отношения руководства – подчинения, доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства, социально-психологический климат в коллективе и др. В любом случае для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.

4. Закономерности менеджмента – это общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих менеджмент:

1) дифференциация и интеграция деятельности людей в процессах менеджмента;

2) диверсификация, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр.;

3) иерархическое строение системы менеджмента;

4) изменение степени централизации от этапа развития организации, проявляющееся через делегирование полномочий;

5) усиление роли человеческого фактора;

6) зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации;

7) зависимость управляемости от менеджмента и реализации менеджмента от уровня управляемости организации;

8) соотносительность субъекта и объекта менеджмента;

9) соответствие цели менеджмента целям организации.

Обновить  

 
# Задача №6903 (кроссворд по менеджменту)Администратор 05.07.2019 23:08
Цель задания: усвоение теоретического материала по данной теме.
Содержание задания: постройте кроссворд, аналогичный данному.

По горизонтали:
2. Совокупность индивидуально-своеобразны х психических свойств.
5. Синоним анонимного письма.
8. Необходимые условия для слаженной работы коллектива.
9. Одна из форм мышления.
10. Правила поведения.
По вертикали:
1. Умение контролировать свои эмоции.
3. Готовность и стремление проявить себя в чем-нибудь.
4. Приспособление к изменяющимся условиям.
6. Бывает профессиональный и реальный.
7. Зависимость от мнения окружающих.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №6902 (сплоченность группы)Администратор 05.07.2019 23:08
Цель задания: применение социально-психологических методов в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из четырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу. При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее, вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует. Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки. Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить положение?
 
 
# Решение задачи №6902Администратор 06.07.2019 22:51
Описание приведенной ситуации позволяет предположить, что группа, которой поручено управлять, на данный момент не демонстрирует признаков сплоченности. И даже если каждый член группы работает продуктивно, необходимо иметь в виду, что наличие сплоченности сделает работу данной группы еще более результативной. Дело в том, что сплоченность команды – признак слаженности и взаимодействий и хорошего микроклимата в коллективе. Сплоченность является необходимым условием результативной практики и трудового процесса. В обществе, которое сформировалось из незнакомых лиц, определённый период времени неизбежно будет затрачен на выполнение поставленных групповых заданий. Как раз сплоченность бригады – то, что дает больше гарантий на то, что препятствия на пути развития товарищества будут успешно преодолены, а потери сведутся к минимуму. Также имеет значение, насколько сплочены сотрудник и руководитель.
Исходя из выше изложенного, руководителю группы может быть рекомендовано осуществить комплекс мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Формирование сплоченного коллектива – процесс довольно долгий.
Как можно сплотить коллектив?
Во-первых, следует завести традиции. Сотрудники, ежедневно решающие какие-то вопросы, что-то изобретающие и познающие, мечтают о комфорте. Тогда и работа спорится лучше. Нет ничего проще для решения этого вопроса, чем заведение традиций. К примеру, можно начинать каждое утро с музыки или каждую среду ходить всем коллективом в бассейн, каждую пятницу общаться на английском языке, отмечать вместе праздники, дни рождения, посещать различные квесты. Все это объединяет людей, делает ближе друг к другу, раскрывает их потенциал и является к тому же тимбилдингом.
Во-вторых, целесообразно стараться собирать всех членов коллектива вместе. Неважно, как часто это происходит: раз в месяц, неделю или день. Важно, что это происходит. Люди в коллективе должны понимать, что их работа важна, их мнение слышат. Необходимо знать суть работы каждого члена коллектива, подчеркивать значимость его участия в общем деле, делиться проблемами и вместе находить решения. Не обязательно слишком детализировать свою работу, можно просто указать на проблемные места, возможно, кто-то с легкостью поможет в этих вопросах. Это максимизирует командную работоспособность, делает людей сплоченными.
В-третьих, один из самых значимых трендов последних лет — применение принципов и технологий, характерных для компьютерных игр, для повышения вовлеченности потребителей и пользователей в любой процесс. И этот метод прекрасно работает для удержания людей в рабочем процессе. Сделайте выполнение задач, решение проблем или достижение показателей целью или этапами игры − и вот, весь офис увлеченно играет в квест под названием «Работа». Система поощрений, бейджей, званий и уровней мастерства превращает любой процесс в веселье и, используя соревновательный дух, затягивает геймеров в свою пучину с головой. По прогнозам аналитиков, уже к 2020 году технологиями геймификации в корпоративном управлении будут пользоваться около половины всех компаний, так что не стоит откладывать изучение и внедрение этого метода, иначе вы рискуете оказаться в грустной и отсталой половине мирового бизнес-сообщества.
 
 
# Задача №6894 (развитие управления)Администратор 05.07.2019 23:02
Цель задания: систематизировать знания в области теории и практики менеджмента в России.
Содержание задания: в хронологической последовательности отразите развитие управления в России, используя следующую таблицу (начальный период реформ определяется преподавателем, например с 1917 г. и т.д., или с 1945 г. и т.д., или с 1985 г. и т.д.).
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №6892 (кроссворд по менеджменту)Администратор 05.07.2019 23:00
Цель задания: усвоение ключевых слов по данной теме.
Содержание задания: Разгадайте кроссворд и составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.

По горизонтали:
1. Экономическое соперничество обособленных производителей.
3. Государство как элемент управления.
7. Торговля в широком смысле слова.
8. Структура управления, определяющая формы разделения труда в управлении.
9. Один из элементов структуры управления.
10. Способ осуществления управленческой деятельности.
По вертикали:
2. Управляемая система.
4. Разъездной представитель крупных торговых предприятий.
5. Руководящее правило, которое вытекает из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития.
6. Совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется планирование.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи