Задачи по международной экономике. Часть 01
Задача №2736 (эффект от вступления в ВТО)
Страна А, решившая вступить в ВТО, проводит экономическую экспертизу своих краткосрочных выигрышей и проигрышей этого шага. К выигрышам она отнесла:
- Расширение объёмов экспорта.
- Возможность получения новых прямых иностранных инвестиций.
- Возможность получить более дешевое импортное оборудование.
Среди проигрышей страна А отметила:
- Потери относительно депрессивных отраслей из-за давления возрастающего высококонкурентного товарного импорта.
- Нарастание инфляционных процессов, связанных с возможным обесценением национальной валюты.
Оценивая суммарный краткосрочный эффект от вступления в ВТО, эксперты пришли к выводу, что проигрыши и выигрыши страны уравновешивают друг друга. Тем не менее, правительство страны приняло решение не откладывать вступление страны в ВТО. Какими аргументами оно могло руководствоваться?
Решение задачи:
По условию эксперты пришли к выводу, что проигрыши и выигрыши страны уравновешивают друг друга. Тем не менее, правительство страны приняло решение не откладывать вступление страны в ВТО. Следовательно, эксперты также пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе выигрыши от вступления в ВТО превалируют над возможными проигрышами.
Рассмотрим, почему это возможно.
- Устранение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
- Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Разумное использование защитных мер, и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
- Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Таким образом, общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Однако в результате вступления в ВТО обычно проявляются и определенные потенциальные негативные последствия (минусы), которые в основном являются платой за прежнюю неэффективную экономическую политику.
- В результате увеличения конкуренции возможен спад производства, если не найти других рынков сбыта продукции, в первую очередь, неизбежен адаптационный спад в неконкурентоспособных импортозамещающих промышленных и сельскохозяйственных производствах, в том числе снижение занятости, доходов и частичная потеря неэффективного производственного капитала на таких неконкурентоспособных предприятиях. Это может негативно отразиться на торговом балансе.
- Возможно краткосрочное снижение доходов госбюджета в результате либерализации и связанной с ней потерей прямых доходов от государственного экспорта и импорта. Это кратковременное снижение доходной части госбюджета может привести к снижению государственных инвестиций и социальных расходов. Однако рост частных доходов населения от экспорта товаров, которые прежде были под контролем государства, с другой стороны, приведет к снижению зависимости уровня жизни населения от получения социальных выплат из госбюджета. Кроме того, такие потери госбюджетных доходов быстро восстанавливаются из-за увеличения объемов импорта (в краткосрочном плане) при более низких тарифах и из-за увеличения налоговых поступлений от растущего экспорта (в среднесрочном плане).
- Если страна больше импортирует технологии, чем экспортирует их сама, то произойдет рост издержек по дальнейшей индустриализации при оплате комиссионных за использование чужих патентов и других прав интеллектуальной собственности, применении новейших технологий.
- Произойдет снижение возможности государственного прямого и косвенного субсидирования и поддержки отечественных производителей, регулирования внутренних цен на энергоносители, транспортных тарифов, сближение которых с уровнем мировых цен увеличит издержки производства, особенно в энергоемких отраслях, и снизит ценовую конкурентоспособность отечественной продукции.
- Произойдет сокращение притока прямых иностранных инвестиций в бывшие импортозамещающие отрасли из-за снижения таможенного тарифа и расширения возможностей импорта готовой продукции.
В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер, возможно, в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого – огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
Номинально перечисленный набор плюсов и минусов от вступления в ВТО одинаков для всех стран. Но размер каждого плюса и каждого минуса у всех стран разный. Поэтому баланс плюсов и минусов – тоже у всех разный. Следует иметь в виду, что перечисленные выгоды являются лишь потенциальными, которые проявятся не сами по себе, а лишь при условии, что правительства будут проводить принципы рыночной экономики, обеспечивать грамотный макроэкономический менеджмент в условиях открытой экономики и смогут успешно конкурировать на мировых рынках и защищать свои права в ВТО.
Баланс плюсов и минусов зависит от политики правительства на переговорах по вступлению в ВТО, от проведения мероприятий по расширению экспорта и повышению конкурентоспособности экономики. Для всех стран долгосрочные преимущества от вступления в ВТО намного превышают потери. В краткосрочном периоде преобладают минусы, но в долгосрочном плане превалируют плюсы стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности.
Обновить
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере и ниже, чем в стране-импортере.
Внутренняя цена на товар А в стране Х ниже (10 ден. ед.), что в стране У (15 ден. ед.). Следовательно, страна Х будет поставлять товар А в страну У, т.е. экспортером будет страна Х.
Аналогично ранее страна А производила 250 ед. товара У, после специализации – 100 ед. Страна также импортирует 180 ед. товара У. Следовательно, для внутреннего потребления имеется 280 ед. товара У (100+180), что на 30 ед. больше, чем ранее.
Таким образом, выигрыш страны А от специализации и обмена товаров составляет: 100 ед. товара Х и 30 ед. товара У.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи