Задачи по международной экономике

Задача №2736 (эффект от вступления в ВТО)

Страна А, решившая вступить в ВТО, проводит экономическую экспертизу своих краткосрочных выигрышей и проигрышей этого шага. К выигрышам она отнесла:

  1. Расширение объёмов экспорта.
  2. Возможность получения новых прямых иностранных инвестиций.
  3. Возможность получить более дешевое импортное оборудование.

Среди проигрышей страна А отметила:

  1. Потери относительно депрессивных отраслей из-за давления возрастающего высококонкурентного товарного импорта.
  2. Нарастание инфляционных процессов, связанных с возможным обесценением национальной валюты.

Оценивая суммарный краткосрочный эффект от вступления в ВТО, эксперты пришли к выводу, что проигрыши и выигрыши страны уравновешивают друг друга. Тем не менее, правительство страны приняло решение не откладывать вступление страны в ВТО. Какими аргументами оно могло руководствоваться?

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

По условию эксперты пришли к выводу, что проигрыши и выигрыши страны уравновешивают друг друга. Тем не менее, правительство страны приняло решение не откладывать вступление страны в ВТО. Следовательно, эксперты также пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе выигрыши от вступления в ВТО превалируют над возможными проигрышами.

Рассмотрим, почему это возможно.

  1. Устранение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
  2. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Разумное использование защитных мер, и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
  3. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Таким образом, общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Однако в результате вступления в ВТО обычно проявляются и определенные потенциальные негативные последствия (минусы), которые в основном являются платой за прежнюю неэффективную экономическую политику.

  1. В результате увеличения конкуренции возможен спад производства, если не найти других рынков сбыта продукции, в первую очередь, неизбежен адаптационный спад в неконкурентоспособных импортозамещающих промышленных и сельскохозяйственных производствах, в том числе снижение занятости, доходов и частичная потеря неэффективного производственного капитала на таких неконкурентоспособных предприятиях. Это может негативно отразиться на торговом балансе.
  2. Возможно краткосрочное снижение доходов госбюджета в результате либерализации и связанной с ней потерей прямых доходов от государственного экспорта и импорта. Это кратковременное снижение доходной части госбюджета может привести к снижению государственных инвестиций и социальных расходов. Однако рост частных доходов населения от экспорта товаров, которые прежде были под контролем государства, с другой стороны, приведет к снижению зависимости уровня жизни населения от получения социальных выплат из госбюджета. Кроме того, такие потери госбюджетных доходов быстро восстанавливаются из-за увеличения объемов импорта (в краткосрочном плане) при более низких тарифах и из-за увеличения налоговых поступлений от растущего экспорта (в среднесрочном плане).
  3. Если страна больше импортирует технологии, чем экспортирует их сама, то произойдет рост издержек по дальнейшей индустриализации при оплате комиссионных за использование чужих патентов и других прав интеллектуальной собственности, применении новейших технологий.
  4. Произойдет снижение возможности государственного прямого и косвенного субсидирования и поддержки отечественных производителей, регулирования внутренних цен на энергоносители, транспортных тарифов, сближение которых с уровнем мировых цен увеличит издержки производства, особенно в энергоемких отраслях, и снизит ценовую конкурентоспособность отечественной продукции.
  5. Произойдет сокращение притока прямых иностранных инвестиций в бывшие импортозамещающие отрасли из-за снижения таможенного тарифа и расширения возможностей импорта готовой продукции.

В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер, возможно, в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого – огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

Номинально перечисленный набор плюсов и минусов от вступления в ВТО одинаков для всех стран. Но размер каждого плюса и каждого минуса у всех стран разный. Поэтому баланс плюсов и минусов – тоже у всех разный. Следует иметь в виду, что перечисленные выгоды являются лишь потенциальными, которые проявятся не сами по себе, а лишь при условии, что правительства будут проводить принципы рыночной экономики, обеспечивать грамотный макроэкономический менеджмент в условиях открытой экономики и смогут успешно конкурировать на мировых рынках и защищать свои права в ВТО.

Баланс плюсов и минусов зависит от политики правительства на переговорах по вступлению в ВТО, от проведения мероприятий по расширению экспорта и повышению конкурентоспособности экономики. Для всех стран долгосрочные преимущества от вступления в ВТО намного превышают потери. В краткосрочном периоде преобладают минусы, но в долгосрочном плане превалируют плюсы стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности.

Опрос

Опрос. Нужно ли добавлять новые задачи на сайт?

Благодарим за ответ!
Rambler's Top100