Задачи по маркетингу

Задача №406 (выбор сегмента рынка предприятия)

Какие географические сегменты, приведенные в таблице, выберут среднее предприятием с производственно-сбытовой мощностью в 3 млн. ед. в год и малое предприятие с мощностью в 500 тыс. ед.?

Параметры сегментов рынка

Сегменты Емкость рынка, тыс. ед. Число конкурентов Их доля в сегменте, % Средняя норма прибыли (в % к затратам) Цена за ед., руб.
1 8508 5 90 50 100
2 6008 6 80 48 95
3 4508 2 40 55 98
4 1008 1 50 42 80

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Проанализируем возможности работы в каждом сегменте, информация о которых приведена в таблице.

В сегменте №1 потенциал рынка использован на 90%, следовательно наша фирма может занять оставшиеся 10%. Впоследствии доля рынка может быть увеличена за счет существующих пяти конкурентов с помощью активной маркетинговой политики, однако на этапе вхождения на данный рынок она не будет превышать свободных 10%. При этом фирма сможет реализовать продукцию объемом 8508*0,1=850,8 тыс. ед. Реализуя 850,8 тыс. ед. (что в пределах 3 млн. ед.) фирма получит выручку В=850,8*100=85080 тыс. руб.

Вспомним, что выручка (В) представляет собой сумму затрат (З) и прибыли (П), т.е. В=З+П. Средняя норма прибыли (СНП) определяется в процентах к затратам, следовательно, П=З*СНП/100. Тогда В=З+З*СНП/100=З*(1+СНП/100). Отсюда затраты можно найти из выражения З=В/(1+СНП/100), а прибыль – П=В-В/(1+СНП/100).

Таким образом, прибыль, на которую средняя фирма может рассчитывать, осваивая сегмент №1, равна:

П=85080-85080/(1+50/100)=28360 тыс. руб.

Малое предприятие полностью данный сегмент освоить не сможет, поскольку мощности ограничены 500 тыс. ед. Производя и реализуя данный объем продукции предприятие получит выручку в сумме В=500*100=50000 тыс. руб. Прибыль при этом будет равна П=50000-50000/(1+50/100)=16667 тыс. руб.

В сегменте №2 потенциал рынка использован на 80%, следовательно наша фирма может занять оставшиеся 20%. При этом средняя фирма сможет реализовать продукцию объемом 6008*0,2=1201,6 тыс. ед. Выручка составит при этом:

В=1201,6*95=114152 тыс. руб.

Прибыль, на которую средняя фирма может рассчитывать, осваивая сегмент №2, равна:

П=114152-114152/(1+48/100)=37022 тыс. руб.

Малое предприятие, выпуская и реализуя 500 тыс. ед. продукции получит выручку:

В=500*95=47500 тыс. руб.

Прибыль будет равна:

П=47500-47500/(1+48/100)=15405 тыс. руб.

В сегменте №3 потенциал рынка использован на 40%, следовательно наша фирма может занять оставшиеся 60%. При этом средняя фирма сможет реализовать продукцию объемом 4508*0,6=2704,8 тыс. ед. Выручка составит при этом:

В=2704,8*98=265070,4 тыс. руб.

Прибыль, на которую средняя фирма может рассчитывать, осваивая сегмент №3, равна:

П=265070,4-265070,4/(1+55/100)=94057 тыс. руб.

Малое предприятие может произвести и реализовать 500 тыс. ед. продукции. Выручка при этом составит:

В=500*98=49000 тыс. руб.

Прибыль будет равна:

П=49000-49000/(1+55/100)=17387 тыс. руб.

В сегменте №4 потенциал рынка использован на 50%, следовательно, наша фирма может занять оставшиеся 50%. При этом фирма сможет реализовать продукцию объемом 1008*0,5=504 тыс. ед. Выручка составит при этом:

В=504*86=43344 тыс. руб.

Прибыль, на которую фирма может рассчитывать, осваивая сегмент №4, равна:

П=43344-43344/(1+42/100)=12820 тыс. руб.

Малое предприятие может рассчитывать на следующие результаты работы:

В=500*86=43000 тыс. руб.

П=43000-43000/(1+42/100)=12718 тыс. руб.

Сведем в таблицу прогнозные результаты функционирования в каждом из четырех сегментов:

Сегмент Прибыль среднего предприятия, тыс. руб. Прибыль малого предприятия, тыс. руб.
1 28360 16667
2 37022 15405
3 94057 17387
4 12820 12718

Таким образом, среднее предприятие может получить максимальную прибыль в сегменте №3. При этом следует учесть, что конкурировать ему придется лишь с двумя конкурентами.

По результатам расчетов для малого предприятия предпочтительным является тоже сегмент №3. Однако, конкурировать с новичком – средним предприятием ему не стоит. Следовательно, целесообразно остановиться на выборе сегмента №1. На этом сегменте действует пять фирм, следовательно, доля и сила каждого из конкурентов не могут быть весьма высокими. Таким образом, у малого предприятия появляется шанс занять свою рыночную нишу.

Rambler's Top100