Задачи по маркетингу

Задача №12 (задача о модели отраслевой конкуренции М.Портера)

Провести анализ угольной отрасли на основе использования модели отраслевой конкуренции М. Портера.

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Угольная промышленность – это мощный многофункциональный производственный комплекс со значительными объемами производства, сложными внутренними и внешними связями, специфическими условиями работы предприятий и трудящихся. Однако, в последние годы определились противоречия между чрезвычайно важным значением угольной отрасли и техническим, а также экономическим состоянием, в котором она находится. В настоящее время угольная отрасль переживает спад. Анализ ключевых статистических показателей, в частности, объемов добычи угля, производительности труда рабочих очистных забоев, производственных мощностей шахт, объемов проведения горных выработок на 1000 т добываемого угля подтверждает, что угольная промышленность относится к группе отраслей, переживающих спад.

Для идентификации и анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться предприятие в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:

  1. Риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности предприятия. Барьером к включению в рыночный механизм для основного звена производства – угледобывающих предприятий является их убыточность. Предприятие, где расходы на производство превышают возможный доход, в рыночной среде как самостоятельный хозяйствующий субъект, существовать не может. Рыночная среда его уничтожит посредством механизмов банкротства и ликвидации. Это объективный процесс, но ему нужно придать управляемость. Существует определенная угроза появления так называемых «копанок», однако они находятся вне закона, с ними постоянно ведется борьба, а если даже не учитывать эти обстоятельства, то конкурировать с шахтами по объему добычи они не могут. Исходя из этого, риск появления новых конкурентов для угольного предприятия практически сведен к нулю.
  2. Соперничество существующих в отрасли предприятий. Подавляющее большинство предприятий, работающих в отрасли, являются государственными. План переработки угольной продукции каждого конкретного угледобывающего предприятия утверждается на год в соответствии с проектом программы экономического развития, разработанным в соответствии со стратегией предприятия. В результате конкуренция между предприятиями в угольной отрасли практически отсутствует.
  3. Возможность покупателей «торговаться» представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе. Покупателями угольной продукции являются металлургические заводы и теплоэлектростанции. Цены на уголь устанавливает государство. При этом эти цены гораздо ниже себестоимости. И рассматривая именно эту конкурентную силу, следует оценивать вероятность предоставления угольному предприятию дотаций, а не способность покупателей торговаться.
  4. Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая предприятия снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Этот фактор, на мой взгляд, самый существенный. Поставщики горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ, крепежных элементов весьма часто поднимают цены.
  5. Угроза появления заменяющих продуктов. Проблему для руководства угольных предприятий представляет контроль изменений интересов потребителей. Эти изменения касаются, например, развития атомной энергетики, рынка топливной энергетики, увеличения количества газовых котельных и так далее.

Rambler's Top100