Задача №12 (задача о модели отраслевой конкуренции М.Портера)
Провести анализ угольной отрасли на основе использования модели отраслевой конкуренции М. Портера.
Рекомендуемые задачи по дисциплине
-
Задача №213 (расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана)
На рынке некоторого товара действуют 14 фирм. Доля фирмы 1 составляет 15%, фирмы 2 – 10%, фирм 3, 4, 5, 6 – по 8%, фирм 7, 8, 9, 10, 11 – по 6%,...
-
Задача №391 (расчет емкости рынка)
Пример 1. Рассчитать емкость рынка некоего товара по следующим данным: численность потребителей в сегменте – 857 тыс. чел.; уровень потребления на душу населения в базисном...
-
Задача №2550 (расчет показателей ассортимента товаров)
1. Необходимо определить новизну (обновление) ассортимента в салоне-магазине, если известно общее количество продукции (150 моделей), а поступление...
-
Задача №403 (задача о расчете дополнительной прибыли в результате роста доли рынка)
В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы с 14 до 18% при емкости рынка 52 млн. шт. продукта. Рассчитать...
-
Задача №207 (расчет емкости рынка)
Группа основателей фирмы начинает свою деятельность и планирует сосредоточить ее на производстве обуви. На первом этапе предусматривается...
Решение задачи:
Угольная промышленность – это мощный многофункциональный производственный комплекс со значительными объемами производства, сложными внутренними и внешними связями, специфическими условиями работы предприятий и трудящихся. Однако, в последние годы определились противоречия между чрезвычайно важным значением угольной отрасли и техническим, а также экономическим состоянием, в котором она находится. В настоящее время угольная отрасль переживает спад. Анализ ключевых статистических показателей, в частности, объемов добычи угля, производительности труда рабочих очистных забоев, производственных мощностей шахт, объемов проведения горных выработок на 1000 т добываемого угля подтверждает, что угольная промышленность относится к группе отраслей, переживающих спад.
Для идентификации и анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться предприятие в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:
- Риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности предприятия. Барьером к включению в рыночный механизм для основного звена производства – угледобывающих предприятий является их убыточность. Предприятие, где расходы на производство превышают возможный доход, в рыночной среде как самостоятельный хозяйствующий субъект, существовать не может. Рыночная среда его уничтожит посредством механизмов банкротства и ликвидации. Это объективный процесс, но ему нужно придать управляемость. Существует определенная угроза появления так называемых «копанок», однако они находятся вне закона, с ними постоянно ведется борьба, а если даже не учитывать эти обстоятельства, то конкурировать с шахтами по объему добычи они не могут. Исходя из этого, риск появления новых конкурентов для угольного предприятия практически сведен к нулю.
- Соперничество существующих в отрасли предприятий. Подавляющее большинство предприятий, работающих в отрасли, являются государственными. План переработки угольной продукции каждого конкретного угледобывающего предприятия утверждается на год в соответствии с проектом программы экономического развития, разработанным в соответствии со стратегией предприятия. В результате конкуренция между предприятиями в угольной отрасли практически отсутствует.
- Возможность покупателей «торговаться» представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе. Покупателями угольной продукции являются металлургические заводы и теплоэлектростанции. Цены на уголь устанавливает государство. При этом эти цены гораздо ниже себестоимости. И рассматривая именно эту конкурентную силу, следует оценивать вероятность предоставления угольному предприятию дотаций, а не способность покупателей торговаться.
- Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая предприятия снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Этот фактор, на мой взгляд, самый существенный. Поставщики горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ, крепежных элементов весьма часто поднимают цены.
- Угроза появления заменяющих продуктов. Проблему для руководства угольных предприятий представляет контроль изменений интересов потребителей. Эти изменения касаются, например, развития атомной энергетики, рынка топливной энергетики, увеличения количества газовых котельных и так далее.
Обновить
Решение задачи
Решение задачи
Определите, при каком объеме производства фирма получит максимальную прибыль.
Решение задачи
Решение задачи
2. Дайте оценку состояния конкурентов (для этого подсчитайте площади четырехугольников) и оцените положение ЛТЗ.
3. Предложите действия, которые необходимо предпринять Липецкому тракторному заводу по каждому из параметров маркетинга, чтобы улучшить свое положение в конкурентной среде.
Решение задачи
Решение задачи