Задачи по маркетингу. Часть 43 (маркетинговая среда)
Задача №9 (оценка внешней среды предприятия)
Проанализировать внешнюю среду предприятия и определить его возможные действия по адаптации к влиянию негативных факторов, приведенных в таблице:
№ | Фактор | Оценка | Вес | Направление влияния |
1 | Инфляция | 9 | 0,13 | - |
2 | Экономический рост в стране | 8 | 0,15 | - |
3 | Уровень политической стабильности в обществе | 7 | 0,06 | + |
4 | Уровень безработицы | 8 | 0,13 | - |
5 | Уровень налогообложения | 6 | 0,11 | - |
6 | Уровень доходов населения | 6 | 0,12 | - |
7 | Наличие протекционизма | 6 | 0,12 | - |
8 | Уровень рождаемости | 4 | 0,10 | - |
9 | Криминализация общества | 5 | 0,09 | - |
10 | Наличие лоббистских групп в законодательных органах власти | 5 | 0,06 | + |
Решение задачи:
Любая организация находится под воздействием таких факторов, как научно-технический прогресс, состояние экономики, политика, требования экологии, культурное окружение и, наконец, демография. Воздействие этой группы факторов можно классифицировать как внешнюю среду высокого уровня, представляющую собой макросреду, влияние которой должно учитываться при разработке стратегических решений. Таким образом, внешняя среда – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности достижения успеха.
Рассмотрим, каким образом приведенные в таблице факторы влияют на принятие стратегических решений.
Инфляция, как известно, это кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричиной инфляции являются диспропорции между различными сферами экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Действительно, помимо негативного влияния инфляции на экономику, присутствует замедление экономического роста. Мы можем говорить именно о замедлении экономического роста, поскольку направление действия этого фактора негативное. Судя по всему, экономика страны находится в кризисной ситуации, поскольку на предприятие, стратегия которого разрабатывается на основе исходных данных, приведенных в задаче, негативно действует целый ряд факторов, а именно высокий уровень безработицы, нестабильное налогообложение, низкий уровень доходов населения, демографические проблемы (в частности, низкий уровень рождаемости). Кроме того, ситуация осложняется криминализацией общества. Вместе с тем, политическая ситуация достаточно стабильна, предприятие может воспользоваться преимуществами протекционизма в отношении своей деятельности. Об этом свидетельствует и наличие лоббистских групп в законодательных органах власти.
Общее влияние негативных факторов с учетом их весомости составляет:
9*0,13+8*0,15+8*0,13+6*0,11+6*0,12+6*0,12+4*0,10+5*0,09=6,36 балла.
А общее влияние положительных факторов, соответственно, составляет:
7*0,16+5*0,06=1,42 балла.
Таким образом, действие негативно влияющих факторов существенно превышает действие положительно влияющих факторов. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по предотвращению действия негативно влияющих факторов на деятельность предприятия. В частности, учитывая возможность инфляционного роста цен, в договорах на поставку продукции целесообразно предусмотреть применение метода ценообразования на основе скользящих цен (т.е. с поправкой на инфляцию). Поскольку экономика страны идет на спад, в случае возможности выхода на внешний рынок с продукцией предприятия такой возможностью не стоит пренебрегать. Из-за негативного влияния нестабильного налогообложения предприятию целесообразно применять «белые» схемы оптимизации налогообложения. А криминализация общества требует от предприятия усиления охраны сотрудников и принадлежащей предприятию собственности. Поскольку уровень доходов населения падает, то может активизироваться конкурентная борьба за потребителя, что также требует принятия превентивных мер.
Обновить
В первом сегменте объем продаж предприятия составил Х=18 млн. шт., что соответствует его доле рынка в 14%. В будущем году предполагается увеличение доли предприятия в первом сегменте до 16%, что потребует 50 млн. руб. на проведение маркетинговых мероприятий.
Во втором сегменте объем продаж предприятия составил У=10% от общей емкости рынка предприятия, составляющей Z=85 млн. шт. Поддержание существующей доли рынка предприятия во втором сегменте потребует 25 млн. руб. на реализацию маркетинговой программы.
Определить общую прибыль предприятия в двух сегментах в будущем году, если прибыль на одну единицу товара в первом и втором сегментах составляет 70 и 60 руб. соответственно.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи