Задачи по маркетингу. Часть 29
Задача №829 (задача о методах маркетинговых исследований)
Оцените предлагаемые ниже варианты маркетинговых исследований, их достаточность и правильность.
Менеджер по маркетингу магазина дорогой верхней одежды, практикующего доставку товара на дом, обеспокоен тем, что прибыль упала. Он заметил, что многие покупатели, которые когда-то регулярно делали покупки в магазине, больше не появляются, и решил отправить выборке, состоящей из 500 старых покупателей, анкету, используя список имеющихся адресов. В письма вложены конверты для обратной отправки анкет. В анкету включены вопросы:
- Пожалуйста, напишите, чем больше всего Вам понравился наш магазин, когда Вы последний раз делали в нем покупки?
- Чем наш магазин Вам не нравится? Что Вам в нем мешает?
- Укажите названия других магазинов верхней одежды, в которых Вы делаете покупки, отметив, что Вам в них нравится.
По оценке менеджера стоимость исследования составит 15 тыс. д.е. Для его проведения потребуется лишь распечатка адресов клиентов, тем самым удастся избежать расходов на разработку выборки. Таким образом, исследование будет достоверным и недорогим: 30 д.е. на одного ответившего.
Решение задачи:
Безусловно, предложенный менеджером способ сбора данных о мотивах потребительского поведения, является весьма недорогим. Однако результативность этого способа вызывает определенные сомнения. В частности, из условия задачи не ясно, что именно будет побудительным мотивом для респондентов отвечать на вопросы анкеты. Требуемая от респондентов активность предполагает, что, получив письмо из магазина, в который они весьма долго не заглядывали, нужно изучить вопросы, обдумать их, сформулировать ответы, записать их, затем предпринять меры по тому, чтобы отправить письмо в адрес магазина. При этом на осуществление всех этих действий предполагаемые респонденты вовсе не мотивированы. Исходя из этого, рассчитывать на отклик со стороны таких респондентов в целом нет особых оснований.
Чтобы определить предпочтительный порядок действий, прежде всего, формулируем цель: нам необходимо получить ответы респондентов на вопросы, указанные в условии задачи. Для достижения этой цели покупателей необходимо мотивировать. Для этого предлагается вместо вопросов анкеты в письме отправить купон на 5% или 10%-ную скидку для постоянных покупателей и краткое описание обновленного ассортимента. Получив такой купон, покупатель будет мотивирован для прихода в магазин, где его можно попросить ответить на вопросы анкеты.
При этом ставить вопросы так, чтобы у респондента была необходимость прикладывать усилия для формулирования ответов, нельзя, поскольку респондент в таком случае попросту откажется отвечать на такие вопросы. Вопросы с возможными вариантами ответов – это наиболее приемлемый способ выяснить особенности потребительского поведения.
Проведенное же описанным в условии задачи способом не будет результативным и достоверным.
Обновить
Проанализировав российский рынок, руководство фирмы пришло к выводу о целесообразности позиционировать староанглийское мыло как высококачественный продукт из верхней части ассортимента. Всем розничным предприятиям фирма предлагает использовать единую рекомендованную цену – 40 рублей за упаковку из двух кусков. Рекомендованная цена установлена в соответствии со сложившимися на российском рынке ценами на высококачественные марки туалетного мыла.
Для реализации мыла выбрано небольшое количество универмагов, поэтому с этими предприятиями будет работать сам господин Корнилов. Продажу мыла магазинам и аптекам можно организовать двумя способами: либо с помощью собственного торгового аппарата, либо через оптовиков. Для оценки этих вариантов имеются следующие данные:
Другие данные:
- при использовании собственного торгового персонала ожидается, что продажа в расчете на один магазин составит 21 комплектов из двух кусков в неделю (в году – 50 недель);
- при продаже через оптовиков средняя ожидаемая недельная реализация на одну торговую точку составит 16 комплектов в неделю;
- торговые агенты компании должны посещать каждого оптовика по 20 раз за год, визит занимает 60 минут, включая время на дорогу;
- при выборе короткого канала торговым агентам следует посещать магазины по 12 раз в год, затрачивая на такой визит в среднем 32 минуты;
- каждый торговый агент будет работать по 8 часов в день, 200 дней в год.
Вопросы и задания:
1. Какую стратегию роста использует фирма «Староанглийское мыло»?
2. Какую стратегию ценообразования применяет фирма на российском рынке?
3. В чем, по Вашему мнению, причины использования промышленными предприятиями рекомендуемых розничных цен?
4. Сколько торговых агентов необходимо фирме при использовании короткого и длинного каналов сбыта? (привести расчеты).
5. Какую прибыль получит фирма при использовании длинного и короткого каналов реализации? (привести расчеты, НДС не учитывается)
6. Если в качестве критерия выбора варианта организации продажи используется показатель прибыльности (прибыль в процентах от объема розничных продаж), какой вариант в данном случае является предпочтительным? (привести расчеты)
7. Какие еще аргументы следует учитывать при принятии окончательного решения о выборе каналов реализации?
8. Почему средняя продажа мыла в расчете на один магазин при использовании длинного канала меньше, чем при использовании короткого канала?
9. Спустя полгода после начала продажи мыла в России было проведено исследование с целью определения доли рынка и путей развития продаж. В частности, было установлено, что кумулятивное проникновение продукта составляет 18%, процент повторных покупок равен 20%, а интенсивность потребления – 1. Чему равна рыночная доля фирмы на российском рынке? (привести расчеты).
10. Какие меры для увеличения продажи мыла Вы можете предложить с учетом результатов проведенного исследования?