Задачи по макроэкономике. Часть 85

Задача №515 (задача о рефинансировании и погашении государственного долга)

Объяснить подробно различия между рефинансированием государственного долга и погашением государственного долга. Объяснить также парадокс бережливости.

Решение:

Государственный долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. С учетом сферы размещения займов государственный долг делится на внутренний и внешний.

При определенной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. При данной величине бюджетного излишка его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

  1. Займы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег для расчетов с кредиторами. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесного уровня процентной ставки. Известно, что инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
  2. Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток. Вызванная избыточным спросом инфляция требует фискальных действий со стороны правительства, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Однако правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не впрыскиваются (вливаются) вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Мы можем сделать заключение о том, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.

Парадокс бережливости проявляется в разных формах:

  1. Попытка общества больше сберечь заканчивается неудачей из-за многократного уменьшения равновесного уровня ЧНП, вызванного самой этой попыткой. Из данного анализа вытекает, что бережливость, к которой в нашем обществе всегда относились с большим почтением, может быть и социальным злом. С точки зрения индивидуума, сбереженный цент является заработанным центом, а с точки зрения общества, сбереженный цент – это еще не израсходованный и соответственно уменьшающий чей-то доход цент. Бережливость может быть благом, с точки зрения индивидуума, но может обернуться бедой, с точки зрения общества, из-за возможного нежелательного воздействия на общий объем производства и занятость.
  2. Если не парадокс, то, по меньшей мере, курьез заключается в том, что у домохозяйств появляются значительные стимулы сберегать больше (меньше потреблять) как раз в то время, когда рост сбережений является наименее подходящим и экономически нежелательным; то есть когда экономика, по всей видимости, вступает в стадию спада производства. Едва ли индивидуум, боящийся потерять работу, будет склонен продолжать тратить деньги.

Обновить  

 
# Задача №8608 (определение национального дохода)Администратор 21.08.2021 11:41
Как найти НД, зная ЧВП?
 
 
# Ответ для задачи №8608Администратор 21.08.2021 11:41
Чистый внутренний продукт (ЧВП) представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП) за вычетом амортизационных отчислений (А):
ЧВП=ВВП-А.
С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятие, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов.
Национальный доход (НД) – это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства: владельцы труда (заработная плата наемных работников), владельцы капитала (прибыль и процент), владельцы земли (земельная рента). Для определения национального дохода из чистого внутреннего продукта необходимо вычесть косвенные налоги (Н). Последние представляют собой надбавки к цене товара и услуг (акцизы, НДС, таможенные пошлины и др.). Следовательно:
НД=ЧВП-Н.