Задачи по макроэкономике. Часть 18 (денежно-кредитная политика)
Задача №506 (задача о политике «дорогих денег»)
Центробанк проводит политику «дорогих денег» и продает на открытом рынке государственные облигации. Часть из них население покупает за наличные, а остальные – за счет средств, размещенных в коммерческих банках. Как изменится денежная масса?
Исходные данные:
- Сумма продажи государственных облигаций Центральным банком = 30 млн. руб.
- Сумма облигаций, покупаемых населением за наличные = 4 млн. руб.
- Норма обязательных резервов = 15%.
Решение:
«Дорогие деньги» – политика, проводимая центральным банком в целях сдерживания экономического роста, регулирования инфляции и уменьшения дефицита платежного баланса. Одним из мероприятий данного вида кредитно-денежной политики являются операции на открытом рынке. Для того, чтобы сократить объем денежной массы, центральный банк производит продажу государственных облигаций. Вырученная таким образом сумма изымается из денежного оборота, и объем денежной массы сокращается в данном случае на 30 млн. руб.
Однако на этом механизм воздействия операций на открытом рынке на объем денежной массы не заканчивается. Прежде всего, определяем сумму, которую изымут вкладчики со счетов в коммерческих банках. Эта сумма равна: 30-4=26 млн. руб.
В условиях, когда сумма вкладов составляла 26 млн. руб., банковская система могла выдать ссуды в размере:
С=P*m,
Р – сумма избыточных резервов;
P=B*(1-R),
B – сумма вкладов;
R – норма обязательных резервов;
m=1/R – денежный мультипликатор.
Таким образом, общий размер ссуд, выдаваемых коммерческими банками может быть определен по формуле:
C=B*(1-R)*1/R
и составляет:
C=26*(1-0,15)*1/0,15=147,33 млн. руб.
Изъяв вклады на сумму 26 млн. руб., вкладчики лишат банковскую систему возможности выдать ссуды на сумму 147,33 млн. руб.
Таким образом, общее сокращение объема денежной массы составит:
30+147,33=177,33 млн. руб.
Обновить
а) затруднить покупку населением государственных ценных бумаг;
б) увеличить общую массу денег в обращении;
в) уменьшить общую массу денег в обращении;
г) увеличить объем инвестиций;
д) стабилизировать совокупный спрос.
В какой фазе экономического цикла, скорее всего, находится экономика Российской Федерации, и какой тип кредитно-денежной проводит Банк России?
По мнению аналитиков инвестиционной компании Vanguard, российская экономика в данный момент переживает спад [4]. При этом Россия находятся в начале последней, четвертой фазы цикла. Существует и противоположная точка зрения: хотя экономика России находится в растущем тренде, тем не менее темпы ее роста остаются чрезмерно скромными [3].
Банк России проводит политику «дешевых денег», для которой свойственно, прежде всего, снижение учетной ставки. Ключевая ставка ЦБ РФ на настоящий момент (30.11.2019) составляет 6,50%. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 25 октября 2019 года, принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 6,50% годовых. Данная ключевая ставка будет действовать по 13 декабря 2019 года года. Совет директоров отметил, что замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Инфляционные ожидания продолжают снижаться. Темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными. Cохраняются риски существенного замедления мировой экономики. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. В этих условиях Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0-4,5 до 3,2-3,7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.
а) сбалансированный государственный бюджет;
б) рост государственных расходов и/или снижение налогов;
в) покрытие дефицита государственного бюджета только за счет внутренних государственных займов;
г) бюджетный дефицит;
д) бюджетный излишек.
Назовите конкретные мероприятия российского правительства в области бюджетно-налоговой политики в текущий период. К какому виду политики они относятся: экспансионистскому или рестриктивному?
Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ. В Российской Федерации с 1 января 2019 г. были введены следующие основные изменения в налогообложение: увеличена ставка НДС с 18 до 20%; фиксированные страховые взносы для ИП больше не зависят от МРОТ, а устанавливаются в твердой сумме на каждый год (для плательщиков это означает рост суммы платежей при прочих неизменных показателях деятельности); в ряде регионов введен налог на самозанятых и пр. Кроме того, в последующие годы предстоит серьезное изменение налогового законодательства в части повышения налоговых ставок. В частности, на данный момент в Правительстве обсуждаются следующие направления: повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15% или 20%; увеличение НДС до 22%; переход с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на добавленный доход). Таким образом, в ближайшей перспективе страна может столкнуться с ростом налогообложения.
Одна из основных целей бюджетной политики – определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Предполагается, что расходы консолидированного бюджета России сократятся до 31,9% в 2023 г., федерального бюджета – до 15,1%. Это означает, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения государственных расходов.
Таким образом, основные направления бюджетно-налоговой политики РФ сосредоточены на сокращении расходов и росте доходов в ближайшей перспективе. Следовательно, проводимая налогово-бюджетная политика является сдерживающей (рестриктивной).
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
а) политика учетных ставок, контроль над приписываемой законом маржой при покупке акций и «увещевание»;
б) «увещевание» и изменение установленной законом нормы обязательных резервов;
в) операции на открытом рынке, изменение учетных ставок;
г) политика учетных ставок и изменение установленной законом нормы обязательных резервов;
д) операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и выборочный контроль над потребительским и ипотечным кредитом.
1. Политика учетной ставки позволяет регулировать активность коммерческих банков на вторичном рынке обязательств. Достигается это путем изменения учетной ставки процента, под который центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам. Ее повышение приводит к невыгодности займов, сокращению банковских резервов и мультипликационному сжатию денежного предложения.
2. Операции на открытом рынке – это наиболее применяемый инструмент монетарной политики в странах с высокоразвитых рыночными экономиками. В странах с переходными экономиками применения этого инструмента ограничивается недостаточным развитием рынка ценных бумаг (открытого рынка), недостаточной ликвидностью государственных ценных бумаг и т.д. Суть операций на открытом рынке заключается в том, что, покупая ценные бумаги на рынке, центральный банк дополнительно направляет в оборот соответствующую сумму денег и этим увеличивает сначала банковские резервы, а затем и общую массу денег при прочих неизменных условиях.