Задачи по экономической теории. Часть 01
Задача №442 (задача об автаркии и свободной торговле)
Условные страны А и Б производят ноутбуки и пшеницу в условиях возрастающих альтернативных издержек. Обе страны имеют абсолютно идентичные кривые (границы) производственных возможностей, однако в стране А в условиях автаркии обменивается большее количество центнеров пшеницы за один ноутбук, нежели в стране Б во всех ценовых отношениях.
Определите:
- В какой стране ноутбуки являются относительно более дешевыми в условиях автаркии?
- Какая страна в условиях свободной торговли будет экспортировать пшеницу?
Решение задачи:
1. Автаркия – это система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия – это закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.
В стране Б цена 1 ноутбука соответствует цене x центнеров пшеницы, а в стране А цена 1 ноутбука соответствует цене x+y центнеров пшеницы. Поэтому в стране Б производство ноутбуков отличается меньшими альтернативными издержками, чем в стране Б. Следовательно, в стране Б ноутбуки являются относительно более дешевыми в условиях автаркии, чем в стране А.
2. Страна Б имеет относительное преимущество в производстве ноутбуков, а страна А – в производстве пшеницы. Следовательно, страна А будет экспортировать пшеницу?
Обновить
Решение данной задачи включает файл в формате Excel.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Задание. Страна Бережливия производит два популярных и необходимых продукта: гречку и ракеты. Проанализировав представленную кривую производственных возможностей, заполните пропуски.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Определите величину вмененных издержек наращивания производства продуктов питания для всех приведенных в таблице альтернатив.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
а) Каковы альтернативные издержки производства семидесяти пяти единиц велосипедов?
б) Определите максимальные альтернативные издержки производства одной единицы велосипедов.
в) Постройте точку К с координатами (20;30). Каковы упущенные возможности экономики в данной точке?
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Определите, каковы будут направления экспорта и импорта, если страны А и В начнут торговать.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Постройте КПВ.
а) Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства товара Y с 18 до 42 единиц?
б) Определите упущенные возможности экономики, если она находится в точке К(3;18).
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Построить график производственных возможностей предприятия. Что произойдет, если производительность труда вырастет в 2 раза? Покажите это на графике.
Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся ресурсов.
Теперь предположим, что производительность труда вырастет в 2 раза. Это будет означать, что производство каждого из товаров можно будет увеличить вдвое. Допустим, мы находимся в точке В. До повышения производительности можно было произвести 45 холодильников и 20 автомобилей. Рост производительности труда в 2 раза приведет к росту возможностей производства: холодильников можно будет производить уже не 45, а 90, автомобилей – не 20, а 40. И так для каждой точки на кривой производственных возможностей. Покажем это на графике.
а) при внедрении новых технологий в производство товара А;
б) при сокращении персонала.
Внедрение новых технологий в производство товара А позволит при наличии имеющихся ресурсов увеличить производство данного товара. Сокращение персонала приведет к снижению производственных возможностей. И в первом, и во втором случае кривая производственных возможностей сместится. Покажем это на графике.
На основании таблицы производственных возможностей построить границу производственных возможностей предприятия и определить, эффективны, неэффективны или невозможны следующие варианты:
а) 60 камер и 200 часов,
б) 60 часов и 80 камер,
в) 300 часов и 35 камер,
г) 300 часов и 40 камер,
д) 58 часов и 250 камер.
Ответ объяснить.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Рассмотрим пример. Допустим, в стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей:
Допустим, мы находимся в точке «а», которой соответствует производство 20 тыс. компьютеров и 40 тыс. тостеров. Т.е. данный вариант производства располагается влево от линии производственных возможностей. При этом, если будут задействованы все производственные возможности, то страна может производить:
или 30 тыс. компьютеров и 40 тыс. тостеров;
или 20 тыс. компьютеров и 70 тыс. тостеров.
В любом случае при производстве 20 тыс. компьютеров ресурсов остается для производства тостеров в объеме большем, чем 40 тыс. Аналогично, при производстве 40 тыс. тостеров ресурсов остается больше, чем необходимо для производства 20 тыс. компьютеров. Таким образом, если производство располагается влево от линии производственных возможностей, то это означает неполное использование ресурсов.
Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной компьютеры. Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:
а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;
б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;
в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;
г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
А. Построить кривую производственных возможностей (КПВ) для двух продуктов: бензина и нефти, используемой для всего остального за исключением производства бензина.
Б. Как изменится КПВ, если возможности добычи увеличатся на 30%, выход бензина – увеличится на 20%.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
1) кузнецу А требуется на производство подковы 2 часа; на производство серпа 4 часа; кузнецу Б наоборот на производство подковы 4 часа и серпа 2 часа; каждый работает 8 часов;
2) кузнец А производит в день 4 подковы или 4 серпа, а кузнец Б – 2 подковы или 4 серпа.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи