Задачи по экономической теории. Часть 35 (разделение труда)

Задача №44 (задача об общественном разделении труда)

Заполните таблицу, соотнеся сферы, отрасли, виды деятельности с соответствующим типом общественного разделения труда. Какова всеобщая историческая тенденция развития общественного разделения труда и в чем особенность новых тенденций его развития?

В таблице: 1 – общее разделение труда, 2 – частное разделение труда, 3 – единичное разделение труда.

Сферы, отрасли, виды деятельности

1

2

3

Сельское хозяйство

 

 

 

Машиностроение

 

 

 

Торговля

 

 

 

Овощеводство

 

 

 

Промышленность

 

 

 

Речной транспорт

 

 

 

Изготовление на заводе узлов и деталей

 

 

 

Розничная торговля

 

 

 

Овцеводство

 

 

 

Металлургия

 

 

 

Изготовление на фабрике заготовок для пошива обуви

 

 

 

Конвейерная линия на заводе по выпуску автомобилей

 

 

 

Агропромышленный комплекс

 

 

 

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Классификацию сфер, отраслей, видов деятельности, представленных в таблице, следует осуществлять исходя из того, что общее разделение труда представляет собой обособление крупных родов общественного производства (сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли), частное – выделение отдельных отраслей в рамках крупных родов общественного производства, единичное – обособление видов деятельности в рамках отдельно взятых предприятий.

Сферы, отрасли, виды деятельности

1

2

3

Сельское хозяйство

+

 

 

Машиностроение

 

+

 

Торговля

+

 

 

Овощеводство

 

+

 

Промышленность

+

 

 

Речной транспорт

 

+

 

Изготовление на заводе узлов и деталей

 

 

+

Розничная торговля

 

+

 

Овцеводство

 

+

 

Металлургия

 

+

 

Изготовление на фабрике заготовок для пошива обуви

 

 

+

Конвейерная линия на заводе по выпуску автомобилей

 

 

+

Агропромышленный комплекс

+

 

 

Что касается исторической тенденции развития разделения труда, то она характеризовалась выделением сначала крупных сфер общественного производства: сельского хозяйства, торговли, промышленности, транспорта, в границах которых стали развиваться отрасли и подотрасли производства, основой которых были предприятия. В рамках последних также происходило обособление видов деятельности на основе пооперационной специализации и специализации по выпуску деталей, узлов, агрегатов.

Новые тенденции в общественном разделении труда наметились во второй половине XX в., когда на основе обособленных отраслей, подотраслей стали формироваться такие крупные сферы производства, как агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, научное производство. В свою очередь, отдельные предприятия стали поставлять на рынок детали, комплектующие изделия в рамках развития межотраслевых производств. Это означало начало перерастания единичного разделения труда в частное.

Обновить  

 
# Задание №328 (вопросы по теме «Метод экономической теории»)Администратор 19.08.2021 22:32
№ 1. Рассмотрите следующие зависимости:

а) доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.
Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

Ответ: Ответ неоднозначен, так как причина и следствие могут меняться местами.

№ 2. Покажите зависимость между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?

Ответ:

В случае а) зависимость обратная, т.е. чем выше температура воздуха, тем меньше простудных заболеваний, если Вы не используете кондиционер, из-за которого данная зависимость может измениться.

В случае б) зависимость прямая: чем больше простудных заболеваний, тем (при прочих равных условиях) выше спрос на аспирин.

№ 3. Покажите универсальность использования принципа сравнения предельных затрат и предельных выгод.

Ответ: Этот принцип используется в рамках рационального экономического выбора отдельными индивидуумами (максимум дополнительной полезности при минимуме дополнительных затрат), фирмами (максимум дополнительного дохода при минимуме дополнительных издержек), государством (максимум дополнительного полезного эффекта при минимуме дополнительных бюджетных затрат).

№ 4. Представьте, что Вы – глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:

а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;
б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;
в) легализации (по примеру Голландии) «легких» наркотиков.
Ответ: Ответы неоднозначны. Существует множество вариантов предполагаемых выгод и издержек. Например, пункт а): выгоды (предполагаемые) – оздоровление населения, повышение производительности труда, снижение преступности. Издержки – рост дефицита госбюджета из-за сокращения доходов, использование суррогатов алкоголя, т.е. ухудшение здоровья населения, взлет организованной преступности и т.д.

№ 5. В каких из названных ситуациях речь идет о предельной (в экономическом смысле слова) величине:

а) двести тысяч автомашин в год – это предельный выпуск продукции на автомобильном заводе при полном использовании всех имеющихся ресурсов;
б) официальный прожиточный минимум показывает наименьшую сумму дохода, необходимую для поддержания жизнедеятельности индивида;
в) свой четвертый костюм Вы собираетесь использовать в представительских целях;
г) вторую сотню тысяч рублей лучше положить в банк, а не вкладывать в ценные бумаги.
Правильные ответы – в) и г). В случае в) речь идет о предельной (дополнительной) полезности, приносимой четвертым костюмом, а в случае г) – о предельной доходности размещения денежных средств.

№ 6. Насколько верны следующие умозаключения:

а) если увеличится моя денежная зарплата – это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зарплаты – это хорошо для экономики страны в целом?
б) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим рабочим, его издержки сократятся – это хорошо для него; если все предприниматели поступят так же – это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом?
в) я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налогов – это хорошо для меня (увеличились мои доходы); все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов – это хорошо для всего населения?
Ответ:

а) для страны в целом – возможна инфляция (и, как следствие, снижение реальных доходов);
б) кризис сбыта, т.к. в целом снизится платежеспособный спрос трудящихся по найму;
в) резкое сокращение доходов госбюджета и невозможность осуществления социальных программ, национальной обороны, государственного управления и т.д.
 
 
# Задание №327 (вопросы по теме «Метод экономической теории»)Администратор 19.08.2021 22:30
№ 1. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» – «Красивая молодая женщина», – ответил ученик. – «Точнее!» – потребовал Будда. «Молодая женщина». – «Точнее!» – «Женщина». – «Точнее!» – «Человек». – «Точнее!» – «Скелет». При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познавательная ценность абстракции?

Ответ: при последнем ответе.

№ 2. Известный языковед, писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» замечает: «По-австралийски (имеется в виду язык аборигенов) нельзя сказать: «На холме стоит дерево, а на нем сидит птица». Австралиец выразится непременно так: «Стоит каури, а на нем сидит какаду»; или «Стоит эвкалипт, а под ним эму». Он обязательно назовет породу и растения, и животного». Как Вам кажется, почему в языке австралийских аборигенов отсутствуют понятия «дерево», «птица» и т.п.? Связано ли это с определенной ступенью в развитии человеческого мышления?

Ответ: Человека отличает от животного способность к абстрактному мышлению. Чем выше степень эволюционного развития человека, тем больше способность к абстрактному мышлению отражается в языке. Отсутствие абстрактных понятий (и, соответственно, слов) «дерево», «птица» связано с более низкой ступенью развития абстрактного мышления.

№ 3. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятие (А, Б, В, Г):

1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

2. направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;

3. абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;

4. метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

A. Экономическая модель.

Б. Абстракция.

B. Индукция.

Г. Нормативная экономическая теория.

Ответ: 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б.

№ 4. Дайте возможные варианты ответов:

а) спрос на мини-юбки увеличится при снижении цен на них, если при этом не изменится, например...
б) спрос на видеомагнитофоны уменьшится при увеличении цен на них, если при этом не изменятся, например...
в) при увеличении Вашей зарплаты Ваши денежные запасы увеличатся, если при этом не изменятся, например...
Ответ: а) ...мода, б) ...доходы, в) ...денежные расходы.

№ 5. Нарушение какого принципа содержится в утверждении: «Несмотря на снижение цен на портативные телевизоры величина спроса на них не увеличилась».

Ответ: Здесь наблюдается нарушение принципа «при прочих равных условиях». Возможно, прошла мода на такие модели, изменились предпочтения людей и их доходы.

№ 6. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?

Ответ:

а) обратная, если цена – независимая переменная;
б) прямая, если доход – независимая переменная;
в) прямая, если доход – независимая переменная;
г) обратная, если процент – независимая переменная.
№ 7. Закон тождества в формальной логике означает:

а) то, что каждая мысль должна быть тождественна реальным событиям;
б) то, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание;
в) то, что две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть истинными;
г) все вышеперечисленное.
Выберите правильный ответ.

Ответ – б.