Задачи по экономической теории

Задача №2797 (отличия механизмов принятия решения в рыночном и общественном секторах экономики)

Опишите отличия механизмов принятия решения в рыночном и общественном секторах экономики. Какие проблемы ставит и пытается разрешить теория общественного выбора? Какой метод используется в муниципальном образовании, в котором Вы проживаете, при принятии бюджета? Приведите основные параметры муниципального бюджета текущего года.

Решение задачи см. ниже

Рекомендуемые задачи по дисциплине

Решение задачи:

Для выявления эффективного уровня производства и потребления частных товаров используется частный механизм принятия решений. Прежде всего, это ценовой механизм. Другими словами, в качестве рыночных сигналов для принятия решений продавцами и покупателями продукции служат цены, ориентируясь на которые экономические субъекты определяют объемы спроса и предложения. В результате достигается экономическое равновесие: при равновесном уровне цен величины спроса и предложения совпадают.

Использование для общественных товаров частного механизма принятия решений приводит к неэффективности и несправедливости. Поэтому в общественном секторе применяется общественный механизм принятия решений, связанных с политическим процессом. Этот механизм представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений потребителей в отношении количества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решений в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов. Именно в силу того, что механизм общественного выбора зависит от политического характера принятия решений, его принято называть политическим механизмом.

Основное отличие выбора в общественном секторе от потребительского выбора на рынке заключается в том, что если в общественном секторе действует механизм общественного выбора, то в частном секторе выявление потребительских предпочтений людей и эффективное распределение ресурсов достигается с помощью рыночного механизма, основой которого является система свободных равновесных цен.

Механизм общественного выбора имеет еще ряд отличительных особенностей:

  • во-первых, если рыночный механизм допускает социально-экономическое неравенство членов общества, концентрацию экономической власти у небольшой группы людей, а следовательно, характеризуется значительными различиями людей по их экономической роли в так называемом «голосовании долларами», то основополагающим принципом политического механизма демократического общества является принцип «один избиратель – один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике, в управлении государством и принимать политические решения;
  • во-вторых, механизм общественного выбора базируется на коллективном принятии решений, реализуемом с помощью прямой или представительной демократии. В основе же рыночного механизма лежит индивидуальный потребительский выбор, индивидуальное принятие решений в отношении экономической сделки;
  • в-третьих, механизм как прямой демократии (референдум), так и представительной (через избрание своих представителей в соответствующие органы управления) ориентируется на голосование по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам текущей политики. Однако в этом случае рыночный механизм является более эффективным при принятии решения. Это объясняется тем, что с помощью гибкой системы свободных цен рыночный механизм учитывает индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении детальных сторон конкретного объекта экономической сделки, в то время как политический механизм позволяет лишь выразить только общее отношение к объекту, ведь избиратель может выразить свое отношение лишь ответами «да», «нет», «воздержусь»;
  • в-четвертых, механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства и членов общества (например, налоги). В то время как функционирование рыночной системы базируется на гарантиях экономической свободы;
  • в-пятых, необходимо сказать, что принцип обратной связи в политической системе действует намного слабее, чем в рыночной. Как правило, лица, принимающие политические решения, непосредственно не несут ответственности за негативные последствия этих решений, за просчеты и ошибки, в то время как, если вы совершили ошибку в частном секторе при использовании рыночного механизма принятия решений вам можно только посочувствовать, так как существует тесная зависимость между управленческими решениями и результатами хозяйствования;
  • в-шестых, механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности и используют бюрократический аппарат. Это приводит к несовершенству государственного механизма управления вследствие невозможности быстро и с минимальными затратами передавать информацию об экономических процессах от низших эшелонов управления к высшим. В то время как система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Объем полномочий, который могут выполнять муниципальные органы власти, определяется объемами ресурсов, которыми они располагают. В широком плане ресурсы административной единицы – это ее возможности по обеспечению совместно удовлетворяемых потребностей населения. К таким потребностям относится обустроенность среды обитания; обеспеченность граждан видами деятельности, приносящими доход; образование; здравоохранение; социальная помощь нетрудоспособным.

В формировании проекта бюджета Абакана на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. применена принципиально новая методика в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное бюджетное законодательство. Это программно-целевой бюджет, более 87% расходов которого включено в одиннадцать программ по сферам деятельности администрации Абакана. Каждая из программ имеет паспорт, в котором определены целевые индикаторы результативности исполнения бюджетных назначений. Это удобно, так как позволит оценить эффективность расходов и распределять в дальнейшем средства в пользу более результативных программ.

Согласно данным бюджета, в 2014 г. уменьшаются сборы по налогам на прибыль на 7%, на доходы физических лиц на 5%, что составит примерно 193 млн. выпадающих доходов. Доля налоговых сборов от платежей налога на доходы физических лиц составляет около 44%, земельного налога – 35,5%, единого налога на вмененный доход – 15,7%. Не происходило изменений в поступлении неналоговых доходов, доход по которым прогнозировался в объеме 1 151 млн. рублей. Это доходы от использования муниципального имущества, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и др. В связи с тем, что часть расходов по оплате труда работников дошкольного образования передана на уровень бюджета республики, возрастут безвозмездные доходы, перечисляемые в виде субвенций. Кроме того, в рамках нового бюджета сформирован муниципальный дорожный фонд, средства которого идут на содержание дорожной сети Абакана. На создание муниципальных дорожных фондов городам и районам переданы доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей в размере 10% акцизов, получаемых субъектом РФ. Субъект перераспределяет указанные суммы между муниципалитетами в зависимости от протяженности дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности. Абакану из 10% на 2014, 2015 и 2016 годы определено 1,26%.

Расходная часть представлена в виде программного бюджета. Расходы на социальную сферу в 2014 г. составляют 67,5% от расходов бюджета. Больше всего средств будет вложено в развитие образования. Достаточно сказать, что уже в 2014 году ассигнования в образовательную сферу составляют 2143,9 млн. рублей. Это более 55% всех бюджетных расходов. В 2015 году расходы на образование прогнозируются в объеме 2 190,3 млн. руб., в 2016-м – 2125,2 млн. руб.

В программных расходах учтены все сферы жизнедеятельности города: градостроительная и молодежная политика, патриотическое воспитание граждан, спорт и физическая культура, обеспечение общественного порядка, повышение безопасности дорожного движения, энергосбережение и энергоэффективность, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, культура. Таким образом, расходы на 2014 г. спрогнозированы в сумме 3882,8 млн. руб., на 2015 г. – в сумме 4114,5 млн. руб., на 2016 г. – в сумме 4087,7 млн. руб.

Не нашли необходимую Вам задачу?
Можно воспользоваться ПОИСКОМ или попросить ПОМОЩИ



Форма заказа решения задачи
Решение любой из задач, размещенных ниже, Вы можете получить за 50 рублей.
Мы гарантируем, что Вы получите правильное, максимально подробное решение.
При возникновении у Вас вопросов мы обязуемся на них ответить.     Узнать подробности

Уважаемые посетители! Ваши заявки, поступающие с 22.30 до 9.00, будут обработаны в воскресенье (19 ноября) с 9.00 по Москве. С уважением, администратор.

Обновить  

 
# Задача №4785 (типы товаров)Администратор 09.08.2017 13:24
Какими товарами (чисто общественными, чисто частными, общественными, частными, смешанными) являются: 1) маяк; 2) милиция; 3) канализация; 4) здравоохранение ; 5) противопожарная станция; 6) мост, 7) национальная оборона; 8) пенсионное страхование; 9) телефонная служба; 10) коллеж; 11) телевидение; 12) местный парк; 13) школа; 14) фундаментальные исследования. Почему?
Решение задачи
Ответить
 
 
# Фрагмент решения задачи №4785Администратор 31.08.2017 12:40 Ответить
 
 
# Задача №4784 (ситуация на рынке с поставляемым государством товаром)Администратор 09.08.2017 13:24
Что происходит с поставляемым государством товаром, на который может возникнуть больший спрос, но для которого не используется прямая дозирующая система? Как решить эту проблему?
Решение задачи
Ответить
 
 
# Фрагмент решения задачи №4784Администратор 31.08.2017 12:39 Ответить
 

Не нашли необходимую Вам задачу?
Можно воспользоваться ПОИСКОМ или попросить ПОМОЩИ

Rambler's Top100