Задачи по экономической теории. Часть 32 (общественный сектор)
Задача №2797 (отличия механизмов принятия решения в рыночном и общественном секторах экономики)
Опишите отличия механизмов принятия решения в рыночном и общественном секторах экономики. Какие проблемы ставит и пытается разрешить теория общественного выбора? Какой метод используется в муниципальном образовании, в котором Вы проживаете, при принятии бюджета? Приведите основные параметры муниципального бюджета текущего года.
Решение задачи:
Для выявления эффективного уровня производства и потребления частных товаров используется частный механизм принятия решений. Прежде всего, это ценовой механизм. Другими словами, в качестве рыночных сигналов для принятия решений продавцами и покупателями продукции служат цены, ориентируясь на которые экономические субъекты определяют объемы спроса и предложения. В результате достигается экономическое равновесие: при равновесном уровне цен величины спроса и предложения совпадают.
Использование для общественных товаров частного механизма принятия решений приводит к неэффективности и несправедливости. Поэтому в общественном секторе применяется общественный механизм принятия решений, связанных с политическим процессом. Этот механизм представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений потребителей в отношении количества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решений в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов. Именно в силу того, что механизм общественного выбора зависит от политического характера принятия решений, его принято называть политическим механизмом.
Основное отличие выбора в общественном секторе от потребительского выбора на рынке заключается в том, что если в общественном секторе действует механизм общественного выбора, то в частном секторе выявление потребительских предпочтений людей и эффективное распределение ресурсов достигается с помощью рыночного механизма, основой которого является система свободных равновесных цен.
Механизм общественного выбора имеет еще ряд отличительных особенностей:
- во-первых, если рыночный механизм допускает социально-экономическое неравенство членов общества, концентрацию экономической власти у небольшой группы людей, а следовательно, характеризуется значительными различиями людей по их экономической роли в так называемом «голосовании долларами», то основополагающим принципом политического механизма демократического общества является принцип «один избиратель – один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике, в управлении государством и принимать политические решения;
- во-вторых, механизм общественного выбора базируется на коллективном принятии решений, реализуемом с помощью прямой или представительной демократии. В основе же рыночного механизма лежит индивидуальный потребительский выбор, индивидуальное принятие решений в отношении экономической сделки;
- в-третьих, механизм как прямой демократии (референдум), так и представительной (через избрание своих представителей в соответствующие органы управления) ориентируется на голосование по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам текущей политики. Однако в этом случае рыночный механизм является более эффективным при принятии решения. Это объясняется тем, что с помощью гибкой системы свободных цен рыночный механизм учитывает индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении детальных сторон конкретного объекта экономической сделки, в то время как политический механизм позволяет лишь выразить только общее отношение к объекту, ведь избиратель может выразить свое отношение лишь ответами «да», «нет», «воздержусь»;
- в-четвертых, механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства и членов общества (например, налоги). В то время как функционирование рыночной системы базируется на гарантиях экономической свободы;
- в-пятых, необходимо сказать, что принцип обратной связи в политической системе действует намного слабее, чем в рыночной. Как правило, лица, принимающие политические решения, непосредственно не несут ответственности за негативные последствия этих решений, за просчеты и ошибки, в то время как, если вы совершили ошибку в частном секторе при использовании рыночного механизма принятия решений вам можно только посочувствовать, так как существует тесная зависимость между управленческими решениями и результатами хозяйствования;
- в-шестых, механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности и используют бюрократический аппарат. Это приводит к несовершенству государственного механизма управления вследствие невозможности быстро и с минимальными затратами передавать информацию об экономических процессах от низших эшелонов управления к высшим. В то время как система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Объем полномочий, который могут выполнять муниципальные органы власти, определяется объемами ресурсов, которыми они располагают. В широком плане ресурсы административной единицы – это ее возможности по обеспечению совместно удовлетворяемых потребностей населения. К таким потребностям относится обустроенность среды обитания; обеспеченность граждан видами деятельности, приносящими доход; образование; здравоохранение; социальная помощь нетрудоспособным.
В формировании проекта бюджета Абакана на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. применена принципиально новая методика в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное бюджетное законодательство. Это программно-целевой бюджет, более 87% расходов которого включено в одиннадцать программ по сферам деятельности администрации Абакана. Каждая из программ имеет паспорт, в котором определены целевые индикаторы результативности исполнения бюджетных назначений. Это удобно, так как позволит оценить эффективность расходов и распределять в дальнейшем средства в пользу более результативных программ.
Согласно данным бюджета, в 2014 г. уменьшаются сборы по налогам на прибыль на 7%, на доходы физических лиц на 5%, что составит примерно 193 млн. выпадающих доходов. Доля налоговых сборов от платежей налога на доходы физических лиц составляет около 44%, земельного налога – 35,5%, единого налога на вмененный доход – 15,7%. Не происходило изменений в поступлении неналоговых доходов, доход по которым прогнозировался в объеме 1 151 млн. рублей. Это доходы от использования муниципального имущества, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и др. В связи с тем, что часть расходов по оплате труда работников дошкольного образования передана на уровень бюджета республики, возрастут безвозмездные доходы, перечисляемые в виде субвенций. Кроме того, в рамках нового бюджета сформирован муниципальный дорожный фонд, средства которого идут на содержание дорожной сети Абакана. На создание муниципальных дорожных фондов городам и районам переданы доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей в размере 10% акцизов, получаемых субъектом РФ. Субъект перераспределяет указанные суммы между муниципалитетами в зависимости от протяженности дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности. Абакану из 10% на 2014, 2015 и 2016 годы определено 1,26%.
Расходная часть представлена в виде программного бюджета. Расходы на социальную сферу в 2014 г. составляют 67,5% от расходов бюджета. Больше всего средств будет вложено в развитие образования. Достаточно сказать, что уже в 2014 году ассигнования в образовательную сферу составляют 2143,9 млн. рублей. Это более 55% всех бюджетных расходов. В 2015 году расходы на образование прогнозируются в объеме 2 190,3 млн. руб., в 2016-м – 2125,2 млн. руб.
В программных расходах учтены все сферы жизнедеятельности города: градостроительная и молодежная политика, патриотическое воспитание граждан, спорт и физическая культура, обеспечение общественного порядка, повышение безопасности дорожного движения, энергосбережение и энергоэффективность, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, культура. Таким образом, расходы на 2014 г. спрогнозированы в сумме 3882,8 млн. руб., на 2015 г. – в сумме 4114,5 млн. руб., на 2016 г. – в сумме 4087,7 млн. руб.
Обновить
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
Перейти к демонстрационной версии решения задачи