Задачи по аудиту. Часть 24

Задача №6519 (принятие решения об аудите)

Фирма приглашена провести аудит компании среднего размера. Как ответственное лицо, вы должны определить, следует ли принимать приглашение, для этого:

Требуется:

  • определить, какие вопросы необходимо выяснить перед окончательным решением;
  • в случае согласия подготовьте контрольный лист всех вопросов, которые должны быть учтены при подписании соглашения;
  • выделите направления, которые потребуют особого внимания во время первого аудита клиента.

Решение задачи:

1. Перед принятием окончательного решения о принятии клиента для проведения аудита аудиторская фирма должна оценить вероятность проявления угрозы несоблюдения фундаментальных принципов. Потенциальные угрозы порядочности или профессиональному поведению могут возникнуть, например, по причине спорных вопросов, связанных с клиентом (его владельцами, руководством и деятельностью). В связи с этим, прежде, чем принять предложение нового клиента, большая часть аудиторских фирм собирает сведения о данной компании, чтобы определить, приемлемо ли ее предложение. По возможности нужно оценить репутацию предполагаемого клиента в деловых кругах, прочность ее финансового положения и его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой. Многие аудиторские фирмы ежегодно оценивают своих клиентов, чтобы определить, есть ли основания отказаться от продолжения аудита их отчетности. Имевшие место конфликты по поводу таких обстоятельств, как надлежащая сфера аудита, тип заключения, которое предстоит дать, или размеры гонорара могут заставить аудитора прекратить партнерство с таким клиентом. Аудитор может также выявить отсутствие у клиента элементарной порядочности, вследствие чего перестает считать его своим клиентом.

2. Контрольный лист с вопросами, которые должны быть учтены при подписании соглашения, можно представить следующим образом:

1. Присутствует ли финансовая заинтересованность со стороны аудиторской фирмы в проведении аудита потенциального клиента Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
2. Создают ли угрозу независимости имеющиеся займы или гарантии, депозиты или брокерские счета аудиторской фирмы? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
3. Существуют ли тесные деловые отношения с клиентом? Создают ли они угрозу независимости? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
4. Существуют ли семейные или личные отношения между работниками аудиторской фирмы с сотрудниками клиента? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
5. Есть ли среди работников аудиторской фирмы бывшие сотрудники потенциального клиентами или среди сотрудников субъекта бывшие сотрудники аудиторской фирмы? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
6. Предоставлялись ли или предоставляются потенциальному клиенту услуги, не связанные с выражением уверенности Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
7. Существует ли угроза независимости, связанная с гонорарами и ценообразованием Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
8. Принимает ли фирма подарки и знаки гостеприимства? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия
9. Существует ли фактически или вероятность судебного разбирательства между аудиторской фирмой и потенциальным клиентом? Описать, если присутствует Описать меры защиты, в случае присутствия

Таким образом, аудиторская фирма должна разработать политику и процедуры по принятию и продолжению отношений с клиентом и специфических соглашений, обеспечивающую разумную уверенность в том, что она приняла или продолжила отношения и соглашения только в том случае, если она:

  • изучила порядочность клиента и не получила информацию, которая может привести к мнению, что клиент недостаточно порядочен;

  • профессионально компетентна для выполнения соглашения и имеет для этого возможности, время и ресурсы;
  • может выполнить этические требования.

После решения всех вопросов и принятия решения о принятии или продолжении отношений с клиентом или специфического соглашения аудиторская фирма должна задокументировать процесс принятия решений по этим вопросам.

3. Направления, которые потребуют особого внимания во время первого аудита клиента:

  • идентификационные данные и деловую репутацию основных владельцев, ключевого руководящего состава, связанных сторон и лиц, наделенных руководящими полномочиями;
  • характер деятельности клиента, включая его деловую практику;
  • информацию о том, как основные владельцы, ключевое руководство и лица, наделенные руководящими полномочиями, реагируют на такие вопросы, как агрессивная интерпретация стандартов бухгалтерского учета, и относятся к среде внутреннего контроля;
  • существование агрессивного отношения клиента к гонорарам фирмы и его стремления к минимизации гонорара;
  • наличие признаков неприемлемого ограничения масштаба работ;
  • признаки того, что клиент может быть вовлечен в отмывание денег или прочую преступную деятельность;
  • причины назначения фирмы и отказа от продления отношений с предыдущей аудиторской фирмой.