Задание №279 (вопросы по теме «Предмет экономической теории»)

Вопрос 2. Знаменитый американский философ Альфред Норт Уайтхед в своей книге «Приключение идей» так характеризует «экономического человека»: «Его прелесть в том, что он всегда и во всем предсказуем. Не только он сам, но и его соседи всегда знают, чего он хочет... Его отец и дед имели те же самые желания и точно так же удовлетворяли их. Где бы ни возникала какая нехватка, экономический человек в первую очередь узнает, чего именно недостает и как удовлетворить потребителя... Все это восхитительно просто и, Предмет экономической теории если надлежащим образом поразмыслить, даже очевидно... Но как только мы имеем дело с социальной системой, подверженной значительному изменению, эта простейшая картина человеческих отношений должна будет рассматриваться уже совсем по-другому».

Почему мы все-таки используем абстрактную модель «экономического человека»?

Ответ: Любая модель беднее реальной действительности. Но именно моделирование позволяет выявить самые существенные, устойчивые связи между явлениями реальной жизни.

Вопрос 3. Какая из ниженазванных ситуаций подходит к современной модели «экономического человека»:

  • а) частная собственность и высокая компетентность позволяют обеспечить реализацию целей человека при свободной конкуренции;
  • б) «винтик» в системе централизованно регулируемого производства и распределения;
  • в) человек не в состоянии достичь своих целей без вмешательства государства – он слишком слаб и не уверен в себе;
  • г) ни одна из вышеназванных.

Правильный ответ – а), поскольку современная модель «экономического человека» – «социально-индивидуальный человек» предполагает его высокий общеобразовательный и культурный уровень, значительную информированность в обществе, основанном на демократических началах.

Вопрос 4. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?

  • а) максимальное удовлетворение потребностей;
  • б) экономическое благо;
  • в) неограниченные потребности;
  • г) неограниченные ресурсы;
  • д) эффективное использование ресурсов.

Правильный ответ – Г.

Вопрос 5. Проанализируйте утверждения:

  • «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;
  • «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
  • «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;
  • «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

Определите позитивные и нормативные утверждения.

Ответ. Позитивные утверждения:

  • «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»
  • «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей».

Нормативные утверждения:

  • «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
  • «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

Вопрос 6. При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп. Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях.

Ответ: В первом абзаце содержится позитивное утверждение, а во втором – нормативное.

Вопрос 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

  • а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
  • б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
  • в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 2300 рублей;
  • г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
  • д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
  • е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
  • ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

Ответ: Прежде всего, различие заключается в уровне экономического анализа. Рассмотрение может быть либо на уровне агрегатных величин, либо на уровне их составляющих. Помня об известной условности деления на микро- и макроэкономику, к последней можно отнести пункты а, в, г, д, ж.

Вопрос 8. Каковы могут быть, на Ваш взгляд, проявления закона непредвиденных последствий в следующих ситуациях:

  • для ослабления социальной напряженности правительство резко увеличило пособие по безработице;
  • с уходом в историю эры «холодной войны» в ряде слаборазвитых стран были ликвидированы военные базы сверхдержав.

Ответ: Этих последствий может быть много, например:

  • увеличится количество безработных за счет лиц, предпочитающих получать пособие;
  • снизится уровень жизни населения этих стран, связанный с функционированием военных баз и затратами сверхдержав на содержание их персонала.

Вопрос 9. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.

Ответ: меркантилизм, физиократы, классическая школа, маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство.

Опрос

Опрос. По каким дисцилинам желательно добавить задачи на сайт?

Rambler's Top100