Операции коммерческого банка с физическими лицами (на примере ОАО «Сбербанк»)

Дипломная работа, 93 страницы, 60 источников, 11 таблиц, 8 рисунков, 3 приложения.

Структура работы

  • Введение
  • 1. Порядок осуществления операций коммерческого банка с физическими лицами
    • 1.1. Порядок привлечения средств физических лиц
    • 1.2. Порядок организации кредитования физических лиц
    • 1.3. Прочие операции с физическими лицами
  • 2. Анализ операций коммерческого банка с физическими лицами за 2011-2013 гг.
    • 2.1. Анализ депозитных и кредитных операций
    • 2.2. Анализ прочих операций
    • 2.3. Пути совершенствования операций с физическими лицами
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 1. Отчетность ОАО «Сбербанк России» за 2011-2013 гг.
  • Приложение 2. Анализ баланса ОАО «Сбербанк России»
  • Приложение 3. Кредитный меморандум банка (в части кредитования физических лиц)

Фрагменты работы

Введение

Актуальность темы. За недолгую историю современного банковского бизнеса российские банки прошли путь от сугубо корпоративных к универсальным финансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играет розничный бизнес. Поиск новых сегментов рынка привел большинство кредитных организаций к работе с частными клиентами. Обслуживание физических лиц даже в современных условиях финансово-экономического кризиса является одним из наиболее привлекательных и прибыльных направлений деятельности коммерческого банка. Поэтому, несмотря на трудности, возникшие в банковском секторе, кредитные организации уделяют большое внимание развитию данного сегмента деятельности и продолжают расширять круг предоставляемых физическим лицам услуг.

Однако в России обслуживание физических лиц коммерческими банками освоено далеко не в полной мере. Кроме того, отношения между банком и клиентом строятся на добровольной основе. Каждый гражданин самостоятельно определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться. В связи с этим возникает конкурентная борьба между банками за привлечение новых и удержание существующих клиентов. В современных условиях конкурентную борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг предоставляемых клиентам услуг и улучшает качество обслуживания. Поэтому, разрабатывая новые формы обслуживания клиентов, банки пересматривают стратегию своего развития, вносят изменения во все аспекты розничного бизнеса с целью увеличения круга клиентов, создания дополнительных удобств для клиентов, снижения операционных затрат и, следовательно, способствуют достижению главной цели деятельности кредитной организации – получению прибыли. Кроме того, обслуживание физических лиц – это дополнительная возможность для банка распоряжаться средствами своих клиентов. Привлекая на обслуживание новых клиентов, банк улучшает показатели ликвидности и платежеспособности. Остатки денежных средств на текущих счетах физических лиц являются бесплатными ресурсами банка, которые могут быть эффективно размещены.

Традиционной банковской услугой является кредитование физических лиц, которое приобретает все большее значение для удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей населения. При этом для зарубежных банков характерны активная политика на рынке кредитования физических лиц, предложение большого количества объектов потребительского кредитования, разнообразие условий кредитования, появление новых форм кредитования. В свою очередь, постоянно расширяется и спектр объектов кредитования физических лиц, что связано с ростом доходов населения. Для российской экономики кредитование физических лиц, после более чем десятилетнего периода ограниченного использования, становится все более широко востребованной банковской услугой. Это изменение обеспечено как внутренними факторами экономического развития: стабилизацией экономической и политической ситуации в стране, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, высокой конкуренцией в сегменте корпоративного банковского бизнеса, уменьшением доходности традиционных банковских услуг, так и агрессивной политикой на российском рынке потребительских кредитов зарубежных коммерческих банков, что привело, в свою очередь, к активизации деятельности российских банков на этом сегменте банковского рынка услуг.

Учитывая важность для банка правильной организации операций, предоставляемых физическим лицам, и перспективность этих операций, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

Объектом исследования в настоящей работе является Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Предметом исследования являются особенности операций ОАО «Сбербанк России» с физическими лицами.

Цель исследования – проанализировать особенности осуществления операций ОАО «Сбербанк России» с физическими лицами и разработать мероприятия по их совершенствованию. Постановка этой цели предопределила решение следующих задач:

  • раскрыть порядок привлечения средств физических лиц в современных коммерческих банках;
  • изучить порядок организации кредитования физических лиц на современном этапе;
  • проанализировать состав и особенности прочих (помимо депозитных и кредитных) операций коммерческих банков;
  • провести анализ депозитных и кредитных операций, осуществляемых в ОАО «Сбербанк России»;
  • проанализировать количественные параметры прочих (помимо депозитных и кредитных) операций ОАО «Сбербанк России»;
  • сформулировать пути совершенствования операций с физическими лицами в ОАО «Сбербанк России».

Теоретическая основа работы. В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов (Н.Г. Александровой, И.Т. Балабанова, Е.Ф. Жукова, О.И. Лаврушина, А.С. Васина, Т.Н. Виноградовой, Е.П. Жарковской, Л.П. Куракова, Ю.С. Масленченкова, И.В. Пещанской, Ж. Ривуара, П. Роуза, Д. Уайтинга) в сфере управления операциями коммерческих банков с физическими лицами, а также отчетность ОАО «Сбербанк России».

Методологическую основу исследования образуют принципы диалектики и законы логики, а также положения системного и комплексного подхода в решении поставленных задач. Важным аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как группировка, сравнение, анализ, синтез, а также статистических методов обработки информации.

Данная работа получила оценку «отлично».

Индивидуальный номер работы – 97-65.

Rambler's Top100